Занятия
аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия
монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер
задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение
увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают
стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие
на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения,
т.к. движения легче запоминаются.
При подборе музыки к определенному занятию
надо учитывать два основных момента:
1. музыкальные вкусы занимающихся (для занимающихся среднего и старшего
возраста подойдет классическая или популярная музыка «ретро»,
для детей – детские песни, для молодежи – современная эстрада)
2. темп музыкального сопровождения (см. таблицу №1)
По мнению Е.С. Крючек (2) темп музыки для разных видов уроков аэробики может быть следующим:
Таб. №1. Темп музыки и движения
Темп музыки | Кол-во муз. акц/мин | Части урока | Возможные упражнения |
Медленный | 40–60 | Заключительная часть урока – снижение нагрузки в конце урока | Упражнения на дыхание, расслабление, равновесия |
Умеренный | 60–90 | Разминка, окончание аэробной части урока, упражнения на силу | Упражнения на «растягивание» (стретчинг), варианты ходьбы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы |
Средний | 90–120 | Аэробная часть – низкая ударная нагрузка (Lo), «калистеника» – упражнения на силу, «заминка» после высокой ударной нагрузки (Hi) | Базовые аэробные шаги, выпады, наклоны, махи, сгибания ног, силовые упражнения |
Выше среднего | 120–130 | Аэробная чать уроков танцевальной направленности Степ-аэробика | Хореографические соединения базовых шагов и танцевальных движений (твист, самба, ча-ча-ча), комбинации на степах |
Высокий (быстрый) | 130–160 | Аэробная часть – высокая ударная нагрузка (Hi) | Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хореографические соединения базовых шагов и танцевальных движений (хип-хоп, рок-н-ролл) |
Очень быстрый | 160–180 | Аэробная часть – высокая ударная нагрузка (Hi) | Быстрые ходьба и бег, подскоки |
По материалам Т.С. Лисицкой и Л.В. Сидневой (3) изменение темпа выполнения танцевальных комбинаций или других движений в аэробике является важным методическим приемом. Можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента. Если в начале изучения нового материала темп будет слишком высокий, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его. Но и слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кадиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся.
Для музыкального сопровождения
занятий аэробикой чаще всего выбираются музыкальные произведения «квадратного»
строения, т.е. такие, в которых музыкальная фраза имеет 4 части (такта),
равные по длительности. На слух граница фразы восприниамется как кратковременный
перерыв звучания, как контрастный скачок музыкальной мысли, смена
темы и т.п. Один куплет, припев, вступление обычно являются музыкальной
фразой.
Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8
долей (счетов) или из 4 долей, если считать по четвертям (через счет).
Т.о. музыкальная фонограмма для занятий имеет 4 такта по 8 счетов
каждый, то есть длится 32 счета (при подсчете «на каждый счет»
или по восьмым долям) или 16 счетов (при подсчете «через счет»
или по четвертям).
Соответственно и простейшие аэробические комбинации
элементов (шагов, прыжков) состоят также из четырех частей (восьмерок),
каждая из которых посвящена выполнению одного элемента один или два
раза, в зависимости от того, на сколько счетов рассчитан элемент.
То есть, комбинация составляется на 32 счета и рассчитана на 4 элемента,
по 8 счето каждый.
Первое движение в «восьмерке» должно
начинаться с «ведущей» ноги под ударную ноту (счет).
В зависимости от содержания и направленности урока аэробики каждый тренер должен уметь подобрать соответствующее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм и положительную эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т.д.). Затем выбранные музыкальные фрагменты выстраиваются в определенной последовательности. Для того чтобы записать профессиональную фонограмму из разных музыкальных композиций, необходимо чтобы каждый фрагмент логично сочетался с другим (по уровню звучания, темпу и имел завершенную музыкальную мысль). В этом случае удастся избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и повысить эффект от занятия (используется так называемый non-stop – запись без пауз между песнями).
Обычно тренеры-инструкторы используют диски или кассеты с записями, специально подготовленными и продаваемыми различными фирмами, работающими в сфере фитнес-бизнеса, или подбирают музыкальный материал для урока сами. Самоятоятельная подготовка музыки требует от инструктора времени, терпения и музыкального вкуса.
Лично я, самостоятельно записывая фонограммы для занятий, использую при этом компьютерную программу music studio 7 de Luxe. Наиболее удобно работать с музыкальными mp3 файлами, которых на одном CD находится в 5–7 раз больше чем на обычном музыкальном диске (74 мин). music studio 7 de Luxe позволяет расположить песни в нужном порядке, обрезать и вставлять любые участки музыки, делать наложение одной песни на другую, за счет увеличения или уменьшения времени песни изменять ее темп не искажая качество звука, при записи non-stop можно конец одной песни наложить на начало другой, что обеспечит плаваный переход одной композиции в другую. Можно накладывать различные звуковые эффекты и много много всего другого! После создания нужной фонограммы эта программа сама может произвести запись на CD. При этом качество звучания диска получается очень высокое, не смотря на то, что использовался mp3 формат (записанная музыка находится в стандартном расширении и читается любыми проигрывателеми компакт дисков или плеерами).
Требования к музыкальной подготовленности тренера (по Е.С. Крючек)
1. Умение проводить упражнения в соответствии с музыкой:
-
во время подавать команды и специальные жесты для начала и окончания упражнений в соответствии с музыкой;
-
проводить упражнения в соответствии с построением музыки;
-
проводить ритмический подсчет в соответствии с метром и размером музыки.
2. Умение составлять упражнения в соответствии с «музыкальным квадратом» (на 2, 4, 8, 16 и т.д. в геометрической прогрессии счетов).
3. Умение подбирать и составлять упражнения в различных ритмических сочетаниях.
4. Умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам и т.д.
5. Умение составлять упражнения на заданную музыку в соответствии с ее содержанием, формой, ритмом, динамическими оттенками, т.е. создавать композицию упражнения
6. Умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений
1. «Аэробика. Теория и методика проведения занятий»
Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова
М.: «СпортАкадемПресс», 2002. – 304с.
2. Крючек Е.С.
«Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий»
М.: «Терра-Спор, Олимпия Пресс», 2001. – 64с.
3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
«Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика»
М.: «Федерация аэробики», 2002. – 232с.