Любовь к детям многолика, она бывает очень разная. Любовь к детям можно классифицировать по эпохам. Бывает любовь первобытная, патриархальная. А бывает и современная. А можно и так: инстинктивная или разумная.
Ребенок капризничает
Вот, допустим, ситуация: ребенок плачет.
Что диктует взрослым их инстинктивная или первобытная любовь к детям? – Правильно! Схватить на руки и начать успокаивать. А что ребенок начинает делать в ответ? – Кричать еще громче. Потому что он плачет не просто так, потому что несчастен. Его плач – это способ привлечь к себе внимание, добиться от взрослых чего-то, что делать ребенок не хочет, что ему пока что трудно, например, обуть ботиночки, или надеть куртку. И ребенок предпочитает кричать и плакать, вместо того, чтобы пыхтеть, но делать то, что нужно. Но тут подходит взрослый и, руководствуясь чувством инстинктивной, первобытной любви, начинает его утешать, а ребенок кричит еще громче, потому что он решил только половину задачи: внимание привлек, но не добился, чтобы за него сделали то, что он хотел.
Постепенно взрослый начинает понимать, что ребенок хочет, чтобы его одели, одевает его, и ребенок мгновенно успокаивается. Теперь ребенок по каждому поводу, когда ему нужно будет приложить усилие, начинает плакать, но не вообще, а конкретно этому взрослому, и он берет его на полное обслуживание: одевает, обувает, кормит с ложечки и вообще делает за него все, что нужно делать ребенку самостоятельно.
Ребенок упал и плачет
Или другая ситуация: ребенок бежал и упал. Сразу же к нему тянется много рук людей, полных инстинктивной любви. А ребенок, выросший в среде такой первобытной любви, начинает плакать и охотно идет на руки, практически к кому попало.
Недавно я с гордостью наблюдал, как, когда упал мой внук 2,5 лет, и к нему потянулись руки доброхотов, самостоятельно встал и как заорет на желающих ему помочь: «Не-е-е-е-ет!». Он просто не любит, когда к нему лезут посторонние. Надо было видеть, как от него шарахнулись утешатели!
Самостоятельный ребенок
А вот третья ситуация: ребенок пыхтел-пыхтел и сам (!!!) обул ботиночки. Выходит из детского сада гулять счастливый и довольный, весь светится от собственной крутости. Но тут подлетает тетя и начинает... ругать ребенка и детский сад. Оказывается, он обул ботиночки не на те ноги! Правый на левую, левый на правую. И вот тетя орет на всю площадку, что вот, педагоги – изверги, не переобули ребенка правильно. Да, можно переобуть ребенка, но к чему это приведет?
Ведь он попытался – а из этого получились неприятности. Ну какое тебе дело, тетя, как человек обулся? Ведь он сделал это САМ? Ничего ведь не случится страшного, если он час походит в обутых наоборот ботинках. Зачем так громко орать? – Нет, ботинки должны быть обуты, как положено. Все иное оскорбляет чувства взрослых.
Разумная любовь к ребенку
Современная, разумная любовь к детям исходит из того, полезно ли что-то ребенку или нет с точки зрения его развития. Вот ребенок плачет, потому что не хочет сам одеваться. Полезно ли будет, взять ребенка на руки, успокоить его и одеть самому? Нет. Потому что, с одной стороны, так ребенок очень долго не научится сам одеваться и будет зависеть от взрослых. А с другой – он надолго, может быть на всю жизнь, придет к убеждению, что все ему должны, и не нужно самому ничего делать, а все можно выклянчить, вытребовать у старших, у государства. Поэтому человек с инстинктивной любовью к детям приносит им вред.
Вместо того чтобы утешать ребенка и делать все за него, значительно полезнее дождаться, что ребенок успокоится сам и поймет, что метод капризов не работает, и нужно одеваться самому, и оденется.
Польза будет тройная:
- ребенок научится одеваться,
- контролировать свои капризы и самостоятельно успокаиваться,
- станет самостоятельнее и увереннее в своих силах.
Или, если ребенок упадет, не бросаться к нему, осыпая поцелуями и ласками, а позволить ему самостоятельно встать и отряхнуться, оценить ущерб и в зависимости от него бежать дальше или ковылять к мамочке для смазывания коленки зеленкой.
Первобытная любовь к ребенку
Цель первобытной любви к ребенку – был бы он жив, одет и сыт, и ни в чем не нуждался. Цель современной любви – чтобы ребенок эффективно развивался и реализовал свой человеческий потенциал. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Вот обратите внимание, что родители чаще всего спрашивают у детей, забирая их из детского сада? Оказывается, они спрашивают, что он сегодня ел в саду. Не чем он занимался и что нового узнал, а что ел, как будто его там могли оставить без еды. Кстати, такое внимание к еде потом выливаются в проблемы.
Первобытная, инстинктивная любовь к детям, вероятно, имела бы смысл, если бы мы продолжали жить в суровейших условиях агрессивной природы. Например, если ребенок побежал и упал, его тут же съедал саблезубый тигр, поэтому его нужно было срочно спасать, хватать на руки и уносить в безопасное место. Или если ребенок мгновенно не оденется, он неминуемо замерзнет в условиях ледникового периода.
Но сейчас уже совсем другие условия, не ледниковый период, не бескормица, и по улицам не ходят саблезубые тигры и медведи. Поэтому пора бы руководствоваться уже не первобытными инстинктами в воспитании детей, а разумными соображениями.
Кстати, само по себе то, что ребенок устраивает капризы, вместо того, чтобы самостоятельно одеваться, или рыдает, споткнувшись на дорожке, говорит об определенном уровне патриархальности отношений в данной семье, о том, что ребенка предпочитают в ней «инстинктивно» любить и ограждать от любой опасности и деятельности, вместо того, чтобы поощрять его инициативу и самостоятельность.
Да, действительно, когда ребенок в возрасте нескольких недель и месяцев был мал и беспомощен, он нуждался в материнской ласке и опеке. Однако как только ребенок научился ходить,
А потом вдруг оказывается, что время упущено, сензитивные периоды прошли, и ребенка уже не научить ничему, что нужно делать по дому, да и общее моторное и интеллектуальное развитие у него сильно отстают от того, что хотелось бы.
Отдельной темой являются болезни ребенка, которые часто выливаются в чрезмерную опеку над ребенком, что ведет к лишению его самостоятельности, сохранению его беспомощности и в итоге к серьезным отставаниям в умственном развитии. Причиной отставания оказывается не сама болезнь, а именно родительская опека, инстинктивная любовь.
Оборотная сторона первобытной любви
Кстати, оборотной стороной инстинктивной, первобытной любви к детям является то, что на ребенка, который только что капризничал и которого только что хватали на руки и утешали, вдруг наорут и отшлепают, если ребенок сделает что-то не то или не так, как ему сказали.
Именно поэтому детей из российских семей так часто изымают за рубежом, например, в Финляндии и во Франции – ведь там считается нонсенсом, когда на ребенка орут или шлепают, как только он проявляет непослушание.
Любовь к детям состоит не в том, чтобы утешать и ласкать, а в том, чтобы объективно наблюдая их развитие, предлагать им самостоятельность и наиболее полезные и востребованные занятия. А вы замечали, что дети больше любят строгого и сурового педагога, чем мягкого и доброго?
Пора бы нам, как обществу, уже прощаться с первобытностью и выходить из ледникового периода. Вы так не считаете?
Автор: Доктор педагогических наук,
Профессор, директор Монтессори-школы «Алиса»
А.В.Могилев
Полезные статьи по теме:
Как перестать кричать и злиться на ребенка?