
Страховка
Наличие или отсутствие обязательной медицинской страховки в пакете туристических услуг, определяется, прежде всего, тем, куда вы едете. Если это Шенгенская зона: Балтия, Соединенные штаты, Канада и некоторые другие – страховка обязательна. Без нее вы просто не получите визу. Для некоторых других стран, таких, как Египет или Турция, страховка не обязательна, но лучше ее все-таки купить. Она стоит недорого, здоровье не то, на чем экономят.
Обычно, медицинские страховые документы (страховой полис) выдаются страховой компанией, обслуживающей туроператора. Согласно ст. 17 федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности» в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии.
Вы можете отдохнуть заграницей, не прибегая к услугам туроператора. В этом случае вам придется самостоятельно оформлять страховые документы. Выбор страховой компании тоже за вами. Остановитесь на солидной фирме с хорошими рекомендациями. Страхованием нужно заниматься не торопясь, внимательно читая предлагаемые на подпись документы. Ознакомьтесь со всеми пунктами страхового полиса. Некоторые важные условия могут оказаться во второстепенных на первый взгляд параграфах или набраны мелким шрифтом, но их невыполнение может привести к отказу компании в компенсации медицинских расходов.
Как правило, стандартный страховой пакет включает экстренную медицинскую помощь при внезапной болезни или травме. Сюда входят: транспортировка (при необходимости), врачебная консультация, необходимые диагностические процедуры, лечение (в том числе стационарное), необходимые препараты. Может возникнуть необходимость перевезти потерявшего способность к передвижению туриста на родину. Эта услуга также входит в стандартный пакет. Лечение зубов компенсируется только в случае обращения с острой болью или травмой. Не будет вам компенсировано лечение от солнечных ожогов. Могут быть и другие исключения, читайте внимательно, задавайте страховщикам и турагентам все интересующие вас вопросы.
Теперь о деньгах. Стоимость стандартного пакета, принятого во многих странах, лежит в интервале от 0,5 до 2,0 USD в сутки. Наступил, предположим, страховой случай. Сумма, на которую туристу оказывают медпомощь, у страховщиков называется страховым покрытием. Обычно это сумма в диапазоне 15.000–30.000 USD. Конкретная цифра зависит от страны, в которую вы направляетесь. Медики в Турции, Египте, Болгарии, странах Балтии довольствуются 15.000 долларов. В Штатах и Канаде может не хватить и 50.000. Если вы решили ехать с грудным ребенком, имейте в виду – страховые расходы окажутся раза в полтора-два выше.
Будет, скорее всего, в вашем полисе пункт о франшизе. Это та часть медицинских расходов, которая не компенсируется страховой компанией. Эту сумму (обычно до 100 USD), обратившись к врачу в поездке, вы оплатите из своего кармана. Это распространенная практика защиты страховых компаний от необоснованных обращений туристов к врачам.
Аптечка
Аптечку желательно укомплектовать всеми препаратами, в которых может возникнуть экстренная необходимость. Купить необходимые лекарства можно будет и в аптеке, но покупая лекарства за рубежом, вы можете столкнуться с некоторыми проблемами.
Первое – в Европе покупка лекарства, как правило, невозможна без рецепта врача.
Второе – вы не найдете в аптеке своего лекарства или провизор не сможет понять что вы от него хотите, даже если вы напишете ему название лекарства латынью. Названия лекарств в аптеках – результат загадочной маркетинговой политики фирм, производящих препараты. Один и тот же препарат может продаваться в разных странах (а то и в одной стране!) под разными коммерческими названиями. Чтобы не ошибиться, нужно знать международное непатентованное название (МНН) препарата. Оно обычно написано мелким шрифтом на упаковке препарата рядом с коммерческим наименованием. МНН левомицетина, например, хлорамфеникол, а всем известного анальгина – метамизол натрия. Поэтому, укомплектуйте свою аптечку, по возможности, дома.
Если с вашим малышом случится легкое недомогание, вы вряд ли обратитесь к медикам. Не вызывать же врача, если ребенок хлюпает носом или оцарапал лодыжку. Чаще всего недомогания или легкие травмы, случающиеся во время отдыха, лечатся своими силами.
Обращаемся к врачу
Если все же пришлось обратиться за помощью к медикам, надо действовать быстро, но не терять из виду некоторые ориентиры. Первое, что надо решить для себя, поднимая трубку, чтобы вызвать врача – как вы будете оплачивать его услуги. Если вы позвоните на ресепшн и попросите прислать врача, врач обязательно придет, его услуги будут оказаны, счет принесут вам в номер на следующий день. Компенсировать сумму обозначенную в счете вам никто не будет. А она может оказаться весьма внушительной. Простая первая помощь при бытовой травме (ребенок порезал руку) может встать под сотню евро. Легко представить сколько может стоить серьезная помощь. Вам необходимо действовать в соответствии с правилами, о которых вас обязаны были предупредить в страховой компании.
Итак, вы поняли, что проблемы с ребенком серьезные и без помощи врача не обойтись. Вы должны первым делом набрать номер call-центра, указанный в вашем полисе. Диспетчер центра дежурит круглосуточно и говорит по-русски. Он – человек специально подготовленный, профессиональный медик. Спокойно и четко объясните ему, что с ребенком, сообщите ему, где вы находитесь, номер страхового полиса и номер телефона, по которому вас можно найти. Дальше вам нужно неукоснительно выполнять все, что вам скажет диспетчер.
Если вы в Турции или Египте, вас предупредят, что к вам в гостиницу приедет доктор или пришлют машину, которая отвезет вас к доктору и привезет назад. В других странах придется вам самим ехать к тому доктору, адрес которого вам скажет диспетчер. И только к нему, потому, что страховая компания организует оказание медицинской помощи при участии посредников, их называют ассистанс. Эти посредники, получая деньги от страховой компании, организуют контакты с больницами и врачами. Поэтому страховая компания возместит только те медицинские услуги, которые вам окажет врач, нанятый при участии этой самой ассистанс.
Участие, которое проявят, узнав о болезни вашего малыша, сотрудники отеля, примите с благодарностью, но ничего из того, что они советуют, не предпринимайте. Сотрудники отелей частенько используют ваши неприятности в своих интересах. Врач, которого они вам посоветуют, как «самого лучшего в городе», их обязательно отблагодарит, но страховая компания не возместит вам денег, потраченных на оплату выставленного им счета.
Если вас предупредили, что приедет доктор, не выходите из номера. Доктор постучит в дверь номера и, не дождавшись ответа, уйдет. Ваших объяснений, что вы вышли всего на минуточку, слушать никто не будет. Приехав и осмотрев пациента, врач окажет помощь. Необходимые для лечения лекарства он выдаст и сам их введет, если это будет необходимо. Если доктор предложит госпитализацию, не бойтесь – это необязательно означает что состояние ребенка тяжелое. В Египте так принято. Приехав в стационар, вы пробудете там час-другой и, сделав все необходимые диагностические и терапевтические процедуры, вас отвезут обратно в номер. Приезд врача, его работа, поездка в стационар, процедуры в стационаре, возвращение – все это будет оплачено из страховки. Вы не заплатите ни цента.
Иногда случаются обострения хронических заболеваний. Если такое случилось с вашим малышом в поездке, велика вероятность того, что страховщики не возместят вам расходов на лечение. Хронические заболевания выходят за рамки страхового покрытия. У вас должна быть возможность связаться с вашим «домашним» врачом. Звонок из дальнего зарубежья встанет дорого, но если вы не сможете вовремя получить грамотную консультацию врача, который давно знает течение болезни вашего ребенка, последствия могут оказаться дороже.
Еще один совет. В дальнем путешествии с маленьким ребенком на случай экстренных ситуаций необходимо иметь при себе некоторый неприкосновенный запас наличных денег, из которых вы сможете оплатить услуги неотложной медицинской помощи. Может случиться так, что позвонить в call-центр у вас не останется времени.
Как получить компенсацию
Случилось так, что страховой полис у вас был оформлен как надо и был у вас собой, но платить за медицинские услуги пришлось наличными. Сосредоточьтесь на том, чтобы оплачивая счета, вы не потеряли ни одного чека, счета, рецепта и вообще ни одной бумажки. Приехав домой, вы предоставите их в страховую компанию. Возможно, вы получите компенсацию своих потерь. Вам предстоит разбирательство. В страховых компаниях умеют считать деньги, и скрупулезно разбирают подобные случаи. Вы напишете заявление, приложите к нему оригиналы следующих платежных документов:
- Счета, в которых обязательно должны быть вписаны фамилия имя и отчество ребенка, дата его рождения, номер полиса, диагноз, перечень оказанных медицинских услуг, даты их оказания, стоимости;
- Рецепты. В них должны быть вписаны фамилия пациента, дата, проставлен штамп аптеки;
- Счета на оплату пребывания в больнице. В них должны быть проставлены даты поступления и выписки;
- Документы, подтверждающие транспортные расходы (билеты, счета);
- Квитанции об эвакуации;
- Счета адвокатов и т.п.
Заявление о возмещении и оригиналы документов передаются в страховую компанию лично. На рассмотрение заявления закон отводит 14 дней.
Malinkya , Москва | 19 Февраля 2013 21:24
Да неожиданные болезни детей — это всегда неожиданно. У меня у ребенка когда отдыхали в Болгарии поднялась до 39 температура. Так мы позвонили на ресепшен и девочка сразу сказала, что врач зайдет через 10 минут. И он зашел, сказал, что малышка перегрелась. Тоисть получила солнечный удар. Дал нам таблетки и моя дочурка на утро опять стала бодрой и живой. Рады, что в нашем отеле Harmony Suites был такой хороший врач. Теперь не боюсь ехать за границу, если вдруг ребенок заболеет.
Ответить