Как ребенок может попасть в зависимость

Одним из особых внутренних состояний человека является зависимость. Зависимость связана с такими характеристиками, как утрата личности, потеря свободы воли, причем последнее выступает ключевым качеством, даром Божьим, с помощью которого человек выделяется  из прочих одушевленных тварей.

Кто виноват?

Новорожденный младенец вызывает различные эмоции, но в первую очередь — это умиление этим чистым и непорочным созданием. Если же смотреть с другой стороны, то родившись, ребенок не может обладать святостью или безгрешностью, он также не может быть просто хорошим человеком.  Кем он будет в будущем, какими качествами наделен, во многом зависит от воспитания родителей, что они в него вложат. В первую очередь ребенок получает воспитание именно от них, с них он берет примеры, и учиться отвечать на вопросы, что такое хорошо, и что такое плохо? Речь в данном случае не идет о семьях, где ярко выражена психологическая либо социальная патология, сюда относятся те же алкоголики, наркоманы и другие антисоциальные слои семей. В этих семьях причины настроения все на поверхности, практически всегда в таких семьях дети нежеланные и ненужные.

А речь пойдет о семьях, которых принято относить к благополучным, где к детям проявляют искреннюю  заботу и пекутся о них, желая им только добра. Как же быть в этом случае? Ведь  больше  всего  молодых людей с той или иной зависимостью:  наркотики, алкоголь, психологические отклонения – вырастают именно в таких семьях.  Парадокс современности, трагический парадокс — дети в таких семьях  довольно часто направлены на выживание, выживание моральное, психологическое, а нередко и физическое. 

Больше всего молодых людей с той или иной зависимостью: наркотики, алкоголь, психологические отклонения – вырастают именно в благополучных семьях. 

Проведенные исследования некоторых зарубежных специалистов из-за рубежа говорят о том, что у многих людей с той или иной зависимостью, никогда не было права в далеком детстве сказать своим родителям «нет». И речь идет не о каких-то неистерически-аффективных моментах в жизни  избалованного ребенка, а о простом человеческом слове «нет». «Нет» человека, у которого должна быть своя точка зрения, убеждения.

Печально и то, что многие родители забывают о том, что это чудо – ребенок – не их собственность, и не относится к роскошным игрушкам, и тем более  не узаконенное средство, с помощью которого можно удовлетворить свои прихоти.  В самом раннем возрасте у ребенка формируется позиция, в результате которой он не может сказать ничего против своим родителям, не может поделиться с ними самым сокровенным, так как уверен, что за этим последуют истерические слезы матери  либо оплеуха от отца. 

Почему так происходит? Все дело в том, что из поколения в поколение мамы и папы учатся быть родителями и ведут себя так, как когда-то учили их родители. Это замкнутый круг никак не может разомкнуться,  как проклятие, "наследство", которое принято называть  доминантным.

Героин или тарелка манной каши?

Такая модель поведения родителей дает ребенку понять и принять следующее: не имеет значения, каким бы его внутренний мир не был, в любом случае со стороны родителей будет недопонимание. К другому ребенок и не готов. А если ребенок со всем соглашается, то он получает поощрение, подарки, и главное не испытывает неприятности и дискомфорта.

Рассмотрим простой пример, знакомый каждому, у кого есть дети. Ребенок не хочет есть определенное блюдо, либо вообще отказывается кушать. Что в этом случае испытывают родители? Особенно бабушки и мамы? Конечно же, бурю негативных эмоций. А на самом деле такая позиция со стороны родных – неправильная.  В этот момент ребенок просто не голоден. К большому сожалению, ребенок начинает кушать и проявлять покорность не потому, что он этого хочет в данный момент, а лишь бы угодить родителям. Какая же картина предстаёт пред нами? Мы можем наблюдать раздвоение личности ребенка на его внутренний и внешний мир. Таким образом, ребенок приучается к лжи и лукавству, он надевает маску. 

У ребенка из-за подавленного протеста и необходимости скрывать свое истинное состояние  появляется  чувство унижения и стыда, которые перерастают в агрессию на родителей. В силу своего возраста ребенок не может ее выплеснуть, как это делают взрослые, но просто уходит из дома, начинает прибегать к наркотикам, алкоголю.

Еще худшая ситуация, "аутоагрессия" — это агрессия со стороны ребенка, направленная на самого него. Ведь любая зависимость — саморазрушение личности, и проявляется она в различных формах.  Родители при воспитании детей совершают самую страшную ошибку, направленную против себя и своего ребенка, когда начинают вызывать у ребенка чувство вины. В ход идет все: слёзы, ненужные фразы «посмотри как, ты мне больно делаешь», «ты скоро загонишь свою бабушку в могилу». Тем самым родители просто отталкивают ребенка от того, к чему возможно он готовился очень долго: от искреннего  раскаяния.
В этом случае напрашивается два верных утверждения: выработанный годами механизм пусть даже не приведет человека к зависимости, но все же довольно сильно испортит ему жизнь. Поэтому уже с раннего детства следует воспитывать детей таким образом, чтобы у них были здоровые способы, позволяющие решить или найти выход из той или иной ситуации. В противном случае  человеку практически гарантирована  наркотическая зависимость, риск попасть в деструктивную секту и, в значительной мере, стать алкоголиком. 

Мудрость родителей – польза детям

Ознакомим вас с примером, где отражается здоровое и полезное поведение взрослого. Возьмем тот же отказ ребенка от еды. Мама с бабушкой пытаются ребенка заставить кушать, в результате кроме крика, шума, беготни и слёз ничего нового не происходит. В ситуацию вмешивается тетя мальчика, она ему предлагает пойти с ней за грибами. Ребенок с большой охотой соглашается, но тетя предупреждает, что никаких бутербродов брать не будем, а пойдем надолго. Замечание тети пропускается мимо ушей, ребенок согласен на все, лишь бы не стать жертвой родителей. Проходит два часа — и беготня уже по другому поводу, озабоченная мама и счастливая бабушка пытаются накормить проголодавшегося ребенка.

Казалось бы, на первый взгляд простое, но эффективное решение пошло всем на пользу. А мудрость проста: ребенку просто достаточно было прогуляться на свежем  воздухе, чтобы действительно захотеть кушать. Но почему только тете пришла такая задумка? Почему бабушка и мама не захотели шагнуть в сторону, а пошли опять по протоптанной тропе.  Перед ними стояла основная задача, каким-либо путём накормить мальчика. Опять же, в данном случае мама с бабушкой просто проявили свой эгоизм, искренне считая, что они действительно проявляют заботу о мальчике. А все дело в том, что мама и усвоила от своей мамы твердое убеждение, что хорошая мать всегда накормить своего ребенка. Поэтому обе со своим внутренним убеждением, что родители плохие, если ребенок не накормлен вовремя, только сделали хуже.

В свою очередь желание постоянно быть «хорошими девочками» делает этих добрых и любящих женщин несвободными. Им даже и в мысли не приходило взглянуть на ситуацию по-другому, глазами мальчика. Они не подумали в этот момент, хочет ли он вообще кушать? Именно эта ситуация опять показывает сущность доминантного родителя и "родового проклятия", которое наблюдается во многих семьях. Что называется, ни шагу назад, ни шагу вперед.

Рассмотри ситуацию другого рода, когда ребенку взрослые предоставляют возможность взглянуть на ситуацию и на свое поведение глазами другого. Восьмилетний сын одного человека летние каникулы проводил у бабушки в другом городе. Каждый раз, когда бабушка отправляла внука за хлебом или другими продуктами, она ему давала деньги на мороженое, либо разрешала воспользоваться сдачей. Когда отец приехал навестить сына, а это было накануне приезда в город зоопарка, куда сын очень хотел пойти, ему удалось наблюдать следующую картину.  Отец отправил мальчика за хлебом, на что услышал: «На мороженое дай, тогда схожу!» Отец был удивлен ответом, на что мальчик добавил, что бабушка всегда платит ему за то, что он ходит в магазин. Отец выдал требуемую сумму и, казалось бы, согласился с сыном. Но спустя некоторое время ребенок пристает к отцу с вопросом, когда же они пойду в зоопарк. На что отец сказал, что как только сын ему даст денег на пиво, они пойдут в зоопарк. Сын удивленно спросил: «Ты шутишь?» Отец твердо сказал, что раз сын берет с бабушки деньги, за то, чтобы ей помочь, то ничего страшного, если отец возьмет с него деньги за поход в зоопарк. Этот случай прекратил поборы со стороны мальчика за похождение в магазины.

Эти примеры поведения взрослых — здоровая и эффективная реакция, которая ни в коем случае не является готовыми рекомендациями. Рецептов искать не нужно, необходимо всего лишь довериться интуиции и понять, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, как  найти для него  именно те слова  и доводы, которые важны в данной ситуации. Действовать следует спонтанно, только в этом случае решение придет само собой. Даже при возникновении трудностей, не следует искать виновных. Самое главное, что должны усвоить взрослые — это не наступать на одни и те же грабли.

Свобода!

Каким же образом развивается жизнь в семье, где один из родителей не дает сказать слова ни другому супругу, ни ребенку? Дети вырастают и  достигают подросткового возраста – специфического состояния личности. Если дети  дошкольного и младшего школьного возраста постоянно хотят походить на взрослых, и в основном это реализуют себя в игре, то подростку незачем это делать. Он начинает претендовать на право распоряжения своей личной жизнью.

Многим подросткам, особенно тем, за которых привыкли все решать родители, свобода иллюзий намного  предпочтительнее реальной. Так как наличие реальной свободы — это прежде всего, ответственность  при принятии того или иного решения. Молодые люди, несмотря на то, что хотят принимать решения самостоятельно, отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность, как правило, не желают.

Молодые люди хотят принимать решения самостоятельно, но отвечать за свои поступки не желают.

Отличным примером этому служат  асоциальные молодежные группировки. Почему же они так привлекают детей из так называемых приличных семей? Секрет прост: группировка идеально подходит под специфические запросы подростка. Для него эта группа – иллюзия полной свободы, когда на самом деле все иначе. Разумеется, в группировке исключается все, что навязывается родителями.  Прежде всего — это физическое отсутствие родителей. Тем более что во многих сектах, вообще выступают с призывом — уйти из родительского дома.  А многие домашние запреты, напротив, в группировке разрешаются и даже поощряются. Полная свобода во всем: сексуальная жизнь, курение, потребление алкогольных напитков и, как ни печально, наркотиков. А во многих группировках это поощрение наблюдается и с финансовой стороны, таким образом, подросток с его точки зрения, становится полностью независимым.

Каждая группировка — это строгая иерархия. Вожак принимает решения за младших, как лучше сделать, где лучше достать, исходя из потребностей группы. Он также обучает этому своих подопечных. Безопасность — тоже за ним, поэтому любое неповиновение наказуемо.  Даже самый незначительный протест в сторону вожака будет незамедлительно подавлен. В результате, подросток думает, что его не бросят, как с материальной стороны, так и с моральной. Он полностью свободен от родителей, но становится рабом группировки.

Типичной ситуацией является и поведение учителей в школе, когда они начинают вызывать родителей в школу, жалуясь на любимое чадо. Все, что могут сказать родители в ответ: что их сын или дочь самые замечательные, а во всем виноваты учителя, так как не могут найти подход к их чаду. Эта типичная ситуация, быстро  подмечается ребенком, что, разумеется, в его пользу. Приученные к лжи и лукавству с детства, они начинают непонимание между педагогами и родителями использовать в своих личных целях. Какие бы успехи не ждали этого «хорошего» мальчика или девочки на этом поприще, вывод один: он становится рабом, огромной сильной овчаркой, посаженной на цепь. И это сами родители посадили его на цепь, дав в свое время возможности права выбора, право сказать «НЕТ!».  Ему не дали возможности не только иметь полное право жить, но и уметь самостоятельно бороться за нее. Такого подростка ждет свобода, которой его уже давно лишили. И путь у него один: в невозможности обрести себя, подросток делает свой выбор в сторону — уйти. Иногда это происходит в прямом смысле слова, подростки уходят из дома. Но еще чаще — уход в секту, уход в другую реальность с помощью наркотиков, алкоголя, виртуальной реальности и т.д.

Куда бежать?

Каждый из нас способен вспоминать, воображать и погружаться в иную реальность, которая когда-то была или будет. Насколько человек погружается своим сознанием в ту или иную реальность зависит от его силы  воображения и остроты переживаний, которые были навеяны тем или иным событием, местом и т.д. Несмотря на то, что вы находитесь в своей комнате, вы, тем не менее, имеете способность видеть предметы,  находящиеся за тысячи километров, даже слышать голоса, которых рядом нет.  Кроме того, у вас есть возможность беседовать с этими людьми, задавать вопросы и получать ответы на них.

И этому не нужно искать какие-либо подтверждения, факты. Психологи и психотерапевты назвали  данное состояние сознанием и изучают его со всех сторон.  Реальные миры в английском языке  обозначаются специальным термином -  surplus reality. В переводе на русский — это символическая либо дополнительная реальность. Этот же смысл употребляется для виртуальной реальности. При этом нет надобности  дополнительную реальность и все, что связано с ней, относить к  дьявольскому наваждению, либо принимать за признаки шизофрении. Человек и сознание вполне реальные вещи.

Напротив, не имея способностей восприятия  и ощущения  иной реальности не было бы творений  художников, поэтов, композиторов. У нас бы не было возможности любоваться их  творчеством. Посещая храм и молясь, человек оказывался бы просто внутри творения от руки человеческой, а не в особом, мире, созданном Богом.
Опять же иная реальность может быть и весьма опасной, а когда в ней оказываются, употребляя наркотики — это самый страшный и заканчивающийся смертью во многих ситуациях случай. Настоящая жизнь становится именно в мире с наркотиками, что приводит к гибели человека. В буквальном смысле слова личность покидает этот мир, и переходит в мир, наполненный наркотиками. 
Если вы узнали, что ваш ребенок стал зависимым, то прибегать к самодеятельности и самолечению не стоит. Необходима помощь специалиста. Разумеется, перед родителями встает вопрос: что делать, если ребенок не захочет лечиться?  Не хочет, и вряд ли захочет. Поэтому обращаться за помощью нужно именно вам.

Специалист вам поможет реально изменить личное поведение, которое так важно сейчас для изменения поведения вашего сына или дочери. В начале мы говорили, что родители берут пример с родителей, так почему же сейчас для спасения вашего ребенка не начать меняться. Пусть эти изменения будут незначительными, но даже самое незначительное изменение так необходимо в этой ситуации. А самое главное, нужно быть всегда готовым к тому, что зависимый от наркотиков ребенок будет готов бороться с этим недугом. И в этот момент, вы ему нужны, как глоток воздуха, чтобы поддержать, помочь. Именно вы будете самым активным участником психологической реабилитации. Разумеется, лучше не прибегать к крайностям, а начать принимать меры, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше!

 

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Воспитание и психология - Детские группировки: кто есть кто
    Детские группировки: кто есть кто

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Свой в компании детей – это тот, кто умеет жить в соответствии с определенными правилами…

    Воспитание и психология - Подростковая агрессивность
    Подростковая агрессивность

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    В переходном возрасте одним из видов девиантного поведения подростков является агрессивность, часто проявляющаяся в форме враждебности...

    Воспитание и психология - 10 характерных признаков мальчиков и девочек
    10 характерных признаков мальчиков и девочек

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Обсудим самые главные различия между девочками и мальчиками, девушками и парнями.

    Воспитание и психология - О самодисциплине и организации труда школьников
    О самодисциплине и организации труда школьников

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Во время обучения в школе дети учатся самоорганизации, совершенствуются и готовятся к взрослой жизни, где все решать и планировать придется им...

    Воспитание и психология - Осторожно: подросток
    Осторожно: подросток

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Когда говорим о подростках, мы представляем себе агрессивных, неуправляемых существ, с которыми очень сложно контактировать. Именно между 12 и 17...

    Воспитание и психология - Web-поколение
    Web-поколение

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Больше половины родителей вообще не следят за тем, сколько времени их дети в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет проводят в сети Интернет, а...

    Воспитание и психология - Как сохранить контакт с подростком?
    Как сохранить контакт с подростком?

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Каверзные вопросы подростков заставляют теряться. Жажда свободы и первые любовные переживания не могут не беспокоить. Они любят шокировать своим...

    Воспитание и психология - Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
    Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

    Воспитание и психология /Отзывы (0)

    Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки,...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье