На эти вопросы в своей статье отвечает детский психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, руководитель детского Монтессори-центра Могилева Вера Николаевна.
О чем рассказывают родителям?
Многие родители младенцев используют соску. Недавно в программе «Новости» на 1-м канале ТВ вышел репортаж о том, что те, кто рассказывает о вреде соски, – это враги детей и родителей, что прикус от соски не нарушается, что тогда ребенок будет сосать палец, а это инфекция, что надо удовлетворить сосательный рефлекс и т.д. и т.п. Создалось впечатление, что это заказ производителей – непрямая, но довольно агрессивная, реклама пустышек.
Даже на раскрученных Монтессори-сайтах и порталах Вы найдете идеи, противоречащие тем, что закладывала в воспитание младенцев С. Монтанаро о соске. Например, на портале один из авторов пишет: «...поэтому не пытайтесь отучить ребенка младше года от соски». Автор мотивирует все это наличием сосательного рефлекса, который, по ее мнению, угасает к 3–4 годам.
Для меня, как для психолога и Монтессори-педагога, это вопрос неоднозначный. Если исходить из подхода М. Монтессори, как антрополога, то в развитии ребенка лежит принцип природообразности, т.е. природой на начальном этапе развития ребенка предусмотрено практически все для эффективного развития младенца. В питании, например, это материнское молоко.
Что такое сосательный рефлекс?
Но есть ли в природе соски? И если их нет, то зачем сосательный рефлекс, который, как утверждают медики, угасает к 3–4 годам? Существует ли сосательный рефлекс только для питания? Или природа вложила в него и другие глубинные смыслы?
Давайте внимательно посмотрим на малыша.
Если ему дать какой-то предмет, то младенец тут же попытается засунуть его в рот. Зачем ему это? Зачем этот самый сосательный рефлекс, который «работает» даже тогда, когда ребенок не голоден? Ответ прост.
Малыш сосет предмет, а в это время головной мозг выстраивает сложные нейронные связи, помогающие сформировать образ данного предмета, а затем и картину окружающего мира в целом.
При этом примерно с 3-х месяцев у ребенка начинает взаимодействовать глаз-рука, и одновременно рот-рука-глаз. Малыш сосет предмет, потом относит его на расстояние вытянутой руки и рассматривает, затем снова помещает в рот. Так формируется сложный образ предмета.
Теперь представьте, что происходит с малышом, у которого нет возможности сосать окружающие предметы, т.к. во рту находится только соска. Этот природный механизм нарушается. Информации о предмете поступает недостаточно, т.е. не складывается стереоскопической картины мира.
Страх родителей, что ребенок будет все сосать и получить массу микробов, тоже не обоснован, т.к. определенный уровень контакта с микробами у ребенка должен быть. Это позволит полноценно работать его иммунной системе. Иначе ему не избежать различных аллергий и диатезов, когда иммунитет начинает бороться сам с собой.
Что происходит, когда ребенок сосет пустышку?
Теперь давайте рассмотрим сам механизм сосания пустышки. Что происходит?
В том-то и дело, что практически ничего, в отличии от сосания, например, груди.
- При сосании груди ребенок получает молоко, телесный контакт с мамой, запускается масса сложных психо-физиологических механизмов в организме ребенка и матери.
- При сосании какого-либо предмета происходит его исследование.
В случае с соской исследование происходит только на первом этапе, когда это новый для ребенка объект. Но, когда предмет становится хорошо знаком, то пустышка начинает выполнять роль некоего «костыля» или внешней опоры для решения задачи, или сигнала о том, что задача не будет решена. Например, в случае, когда ребенку скучно.
Многие дети, имеющие изначально сильный познавательный интерес (или мощный врожденный ориентировочный рефлекс) сами отказываются брать соску. Те, кто более спокоен и покладист, быстро соглашаются с тем, что их не готовы слышать. Так еще на раннем этапе они принимают сигнал о том, что не будут услышаны, а контакт заменяется соской.
Есть и еще один немаловажный момент, о котором мало говорят. Это связь соски и речи. Часто соску критикуют за неправильный прикус. Но важнее не это: когда ребенок пытается «высказаться» в младенчестве, все его попытки преграждаются соской. Вскоре он и сам готов больше уделять внимания пустышке, чем предъявлению себя во вне.
А если ребенок начнет сосать палец?
По нашим наблюдениям, примерно к 12–13 месяцам у ребенка потребность в сосании окружающих предметов практически сходит на нет – рот полностью заменяется рукой, а затем к 3-м годам активным зрительным восприятие.
Задержка в использовании руки и активном сосании предметов чаще происходит в ситуациях, когда у малыша не было возможности их сосать, или когда таким образом ребенок находит опору в стрессовых ситуациях. Ребенок сосет палец, грызет ногти и т.д. не потому, что удовлетворяет свой сосательный рефлекс, а потому, что испытывает тревогу, стресс. Надо отметить, что в последнем случае необходимо работать не со следствием (сосание пальца и т.п.), а с причиной страха, стресса. Иначе ребенок просто заменит сосание предмета на другие невротические движения, и соска здесь абсолютно ни при чем.
Сосание соски не является гарантом отсутствия вредных привычек, как это часто пишут во многих психологических статьях. Среди моих клиентов есть много людей, которые грызли ногти или какие-то другие предметы (ручку, карандаш), при этом в детстве они сосали соску.
Но как же успокоить ребенка без пустышки?
Другая сторона использования соски – применение пустышки, как средства успокоения ребенка.
Без сомнения, для многих родителей соска в случае детского плача является спасением. Дал соску – воцарилась желанная тишина. Но и здесь не все так просто.
Не случайно американцы часто называют пустышку «затыкателем». Представьте себя на месте младенца. Вам плохо, и Вы хотите об этом сообщить, например, болит животик, или просто вам скучно. И тут на все ваши жалобы и просьбы Вам вставляют соску в рот. Каковы ваши ощущения? Думаю, что аналогичные ощущения испытывает и ребенок.
Что же делать в ситуации плача? Чем помочь?
Необходимо понять причину плача. Если это больной животик, то существуют различные способы борьбы с коликами. Если ребенку скучно, то надо подумать о том, как организовать среду вокруг него, чтобы он постоянно получал новые стимулы для развития.
Конечно, использование соски – это выбор каждого родителя и, к сожалению, большинство детей не в силах донести до нас свое мнение об этом. Но важно помнить, что ответы на многие вопросы в плане развития и воспитания малыша лежат в самом ребенке.
Автор: кандидат психологических наук, Монтессори-педагог AMI-диплом 0–6 Могилева В.Н.