- Как выглядит новорожденный.
- Зрение, слух, движения, дыхание, стул новорожденного.
- Рефлексы
- Питание ребенка в 1 месяц. Как убедиться, что молока хватает?
- Что умеет ребенок в 1 месяц
- Как развивать ребенка в 1 месяц
- Массаж для ребенка
- Упражнения для ребенка
- Причины плача
С другой стороны 1 месяц – это бессонные ночи, усталость. Но впоследствии весь тяжелое забудется, останутся лишь радостные воспоминания о первой улыбке, первых словах, шажках. Хорошо, что сейчас без проблем можно записать видео, сделать фотографии крохи. Ведь на первом году жизни изменения будут происходить буквально на глазах. И взглянув на фото новорожденного на первом его дне рождения, вы со словами умиления скажите: «Ну, неужели совсем недавно ты был таким крохой?»...
Прибавка в весе | 500–1000г |
Прибавка в росте | 2–3 см |
Портрет новорожденного
Итак, как же выглядит новорожденный ребенок?
Головка
Головка ребенка может быть вытянутой, ассиметричной. Это объясняется смещением костей черепа ребенка, которые передвигаются, чтобы облегчить проход по родовому каналу. Деформированная головка принимает округлую форму через несколько дней. В центре головки есть сравнительно мягкий участок – родничок. Вы можете нащупать еще один мягкий участок, меньшего размера, в центре головки ближе к затылку. Возможно наличие синяков, шишек, которые обусловлены разрывом мелких кровеносных сосудов под кожей головы во время прохождения по родовому каналу.
Лицо
Черты лица новорожденного имеют последствия сильного сжатия – вспухшие синеватые веки, пухлые щечки с голубоватыми синяками, приплюснутый нос, красные пятнышки на лбу и веках и некоторая ассиметрия. Через некоторое время эти следы проходят и лицо ребенка приобретает менее припухлый вид.
Глаза
Веки – припухшие, глазки как щелки. Вследствие сдавливания во время родов глазки могут быть временно покрасневшими. Ребенок может щуриться, чтобы защититься от яркого света, но будут и периоды с широко распахнутыми глазами.
Кожа
Кожа новорожденного не идеальна. Вы можете почувствовать сухие участки, шершавые, шелушащиеся пятна. У переношенных детей кожа часто бывает сморщенной. На кистях ручек и ступнях кожа может быть растрескавшейся. Кожа новорожденного имеет участки разного цвета, на ней точки и крапинки, высыпания и кровоподтеки, пятна.
Вот несколько “отметин” на коже новорожденного, встречающихся в пределах нормы:
- сосудистый невус (“укусы аиста”) – множество кровеносных сосудов скапливаются пучками и просвечивают через тонкую кожу, выглядят как красное пятнышко. Наиболее заметны на веках, лбу, затылке. При надавливании или растяжении кожи – пропадают. Иногда бледнеют, а иногда снова проявляются, когда ребенок напрягается или плачет. В лечении не нуждаются. Со временем бледнеют или исчезают полностью.
- милиум (белые угри). Крошечные белые угри на лице ребенка, особенно на носу. Это нормальное явление, угри исчезают безо всякого лечения через несколько недель.
- токсическая эритема. Точки в виде желтовато-белых прыщиков, окруженных кружком покрасневшей кожи, чаще всего появляются на животике, и исчезают сами без лечения.
Кисти рук
Ручки крепко сжаты в кулачки и подтянуты к лицу. Кожа кистей рук обычно имеет голубоватый оттенок, она сморщенная, на запястьях глубокие перетяжки. Сжатые кулачки ребенка обычно разжимаются во время сна.
Ступни ног
Кожа ступней также сморщенная и имеет синеватый оттенок.Обычно они повернуты внутрь, и пальчики находят друг на друга.
Тело
Ножки подняты вверх и выгнуты дугой, как у лягушки. Когда ребенка кладут на животик, он подтягивает ножки под себя.Ручки и ножки всегда прижимаются к туловищу, но они расслабляются и выпрямляются во время сна. Животик большой и круглый. Из-за попадания во время родов гормонов матери в организм ребенка, молочные железы ребенка могут быть припухшими.
Гениталии
Из-за лишней жидкости, скопившейся во время родов, половые органы ребенка – припухлые. Припухлость вульвы у девочек обычно проходит в течении первой недели, а лишняя жидкость в мошонке у мальчиков может остаться на недели и месяцы.
Органы чувств
Как и что новорожденные видят
Специфика новорожденного – мигательный рефлекс: ребенок не мигает сколько бы не размахивали у него перед лицом, но при этом реагирует на яркий и внезапный свет.
Новорожденные видят наиболее отчетливо на расстоянии 20–25 см. Не полностью сформированные зрительные органы объясняют плохое восприятие глубины. По мере приобретения ребенком навыка удерживать в неподвижном состоянии головку и глаза, изображения становятся более четкими, улучшается восприятие глубины, и ребенок может дольше удерживать взгляд на предметах.
Периодическое скашивание глаз – нормально. Оно объясняется незрелостью зрительных органов. Кроме того, у некоторых детей широкая переносица, и Вы можете почти не видеть белки глаз. Из-за этого, глазки ребенка кажутся косыми, хотя на самом деле таковыми не являются.
Подолгу смотреть на предмет или удерживать взгляд на движущимся предмете не удается ребенку примерно до 4 месяцев. Следует отметить, что ребенок лежа на спинке утомляется быстрее от визуальных игр, но если придать ему вертикальное положение, он становиться более внимательным.
Что ребенок слышит
Маленькие дети обладают способность блокировать раздражающие шумы. Не все новорожденные и не всегда поворачивают головку в направлении звука, поэтому не следует пугаться, если Вы позвали ребенка, а он не реагирует. Кроме того, дети чувсвуют растерянность, если не видят того, кто с ними разговаривает. Чтобы привлечь внимание ребенка к своему голосу, установите сначала зрительный контакт. На громкий, резкий звук ребенок реагирует – вздрагивает.
Первые движения
Когда новорожденные спят, они принимают столь привычное для них положение зародыша – прижимают ручки и ножки к туловищу, подгибают ступни вниз. Когда малыш лежит на животике, он может поднимать и поворачивать головку в сторону, чтобы отнять нос от подушки и получить возможность дышать.Мышечный тонус сильно выражен в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Если Вы отведете ручки и ножки ребенка от его туловища или попытаетесь разжать его кулачки, они быстро вернуться в исходное положение. Дрожание мышц конечностей, подергивающийся подбородок вполне естественны и нормальны для новорожденного.
Дыхание новорожденного
Дыхание ребенка нерегулярное и шумное. Это нормально для первых нескольких недель. Носовые ходы у новорожденного узкие, а слизистые оболочки верхних дыхательных путей очень нежные и активно кровоснабжаются. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а поскольку носовые ходы очень узкие, это может приводить к шумному и затрудненному дыханию. Новорожденные не могут дышать ртом, и поэтому забитый нос у ребенка может вызвать трудности с дыханием. Чтобы избежать этого, необходимо держать помещение, в котором находится ребенок, как можно более чистым от пыли, пуха. Держать ребенка подальше от раздражителей носовых проходов – сигаретный дым, аэрозоли, духи, выхлопные газы. Очень важно поддерживать уровень влажности в комнате, особенно в холодный период, когда работают системы отопления.
Система выделения
Первый стул ребенка – меконий, черного цвета, он содержит остатки амниотической жидкости, попавшей в кишечный тракт. Ближе к концу первой недели стул ребенка станет менее липким и изменит свой цвет на зеленовато-коричневый. Через 2 недели он приобретет желтовато-коричневый цвет и более обычную консистенцию. Количество дефекаций в день у детей разное. Стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, более частый, более мягкий, более желтый. У ребенка, получающего смесь, стул менее частый, более твердый, более темный.
В первую неделю у ребенка моча неконцентрированнная, как вода. Через несколько недель моча приобретает желтоватый цвет. В первые 3 дня мочеиспускание относительно редкое – 4–5 раз в сутки. Но количество раз увеличивается и на второй недели составляет 15–25 раз в сутки.
Адаптация к внешней среде. Рефлексы.
Для выживания во внешнем мире природа наделила ребенка набором врожденных физиологических рефлексов. Какая-то часть их направлена на поиск и употребление пищи, другая имеет защитную функцию, а некоторые служат определенным дополнительным целям. Сначала поведение новорожденного по большей части рефлекторно, но мере развития его нервной системы, он начинает обдумывать свои действия, в связи с чем, многие рефлексы угасают и к 4–5 месяцам исчезают. Вот некоторые из них:
- Сосательный и глотательный рефлексы. Являются наиболее важными для выживания, и направлены на поиск и употребление пищи. Стоит также отметить корешковый рефлекс: если Вы соском своей груди пощекочите личико ребенка, он в поисках пищи повернет головку в сторону груди.
- Рвотный рефлекс. Помогает ребенку автоматически выталкивать предмет из глотки, чтобы ребенок не подавился. Если что-то твердое попало ребенку в ротик, его язык опускается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком на всю жизнь, но выталкивающая его часть исчезает примерно к 6 месяцам. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.
- Хватательный рефлекс. Если поднести палец к внутренней стороне ладони ребенка, то малыш обхватит его и будет крепко держаться. Этот рефлекс наиболее выражен в первые 2 месяца, затем постепенно ослабевает и к 6 месяцам исчезает.
- Шаговый рефлекс. Ребенка держат в вертикальном положении над твердой поверхностью так, чтобы его стопы упирались. Если малыша немного наклонить вперед, это вызывает движения, напоминающие ходьбу.
- Рефлекс отдергивания. Создан для защиты от боли. Если ребенок почувствует боль от укола в ступне (при взятии крови), нога и ступня согнутся и отдернутся, одновременно вторая нога выбрасывается наружу, чтобы оттолкнуть, вызвавший боль предмет.
- Рефлекс испуга (рефлекс Моро). При внезапном громком шуме ребенок быстро расставляет ручки в стороны, при этом кисти рук сгибаются так, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, затем приводит ручки к груди.
Что и сколько ест ребенок в 1 месяц
Еда – основа жизнедеятельности любого человека. Конечно, кормить кроху лучше всего натуральной едой, запланированной для него самой природой, – материнским молоком. В нем сбалансированы необходимые вещества, необходимые ребенку, сосание груди тренирует работу полости рта. Природа позаботилась и о матери: кормление грудью положительно влияет на эмоциональный фон матери, а сами груди пополняются молоком по мере их опустошения.
Если грудного молока не хватает необходимо для ребенка организовать смешанное питание, при котором малыша дополнительно к грудному молоку докармливают адаптированной молочной смесью. Если молока у мамы нет совсем, речь идет об искусственном вскармливании смесью.
Сколько и как часто?
Грудное вскармливание
Молоко у мамы появляется на 2–5 день после родов. Пока не появилось молоко, ваш малыш получает молозиво – предшественник молока. Примерно в течении недели ваш организм будет вырабатывать переходное молоко, состав которого постепенно меняется от молозива к молоку. К 10–14 дню молоко становится зрелым.
Грудное вскармливание происходит по требованию, т. е. ребенку дают грудь тогда, когда просит ребенок. В течении первого месяца ваш ребенок будет просить грудь в среднем каждые 2 часа. Следует отметить, что для ребенка мамина грудь – это не только источник пищи, но и средство успокоения, способ общения, и удовлетворение сосательного рефлекса. Чтобы покушать ребенку достаточно 15–20 минут. Понаблюдайте за малышом: всегда видно глотает ребенок или просто сосет. Если не глотает – значит наелся.
Более подробно о грудном вскармливании читайте здесь.
Искусственное вскармливание
В отношении искусственного вскармливания вы можете пользоваться следующим правилом: ребенок должен получать примерно ⅕ часть (или 125–150мл) смеси на килограмм своего веса в день. Например, если вес вашего ребенка 4.5 кг, он может выпивать по 600–750 мл.в день. Не думайте, что новорожденный будет выпивать сразу такое количество. Многим малышам в первую неделю требуется лишь 30–60 мл смеси в каждое кормление. К месячному возрасту большинство детей принимают по 90–120 мл в каждое кормление. От 2–6 месяцев дети могут выпивать по 120–180 мл за кормление. Интервал между кормлениями у детей на искусственном вскармливании более длинный – примерно 3 часа. Следует отметить, что в отличии от грудного вскармливания, детям, получающим смесь, необходимо дополнительно предлагать воду.
Как убедиться, что молока хватает?
Вот несколько способов убедиться, что ребенок получает молоко в достаточном количестве:
- Прибавка в весе. После первоначальной потери веса на первой неделе (примерно 8–10%), новорожденные в норме набирают в среднем 125–150г в неделю, в течении первых нескольких недель. Затем, в среднем 450–900г в месяц в первые 6 месяцев. В период от 6 месяцев до года по 450г в месяц. Обычно дети прибавляют в длину 2–3см в месяц в течении первых 6 месяцев. Следует отметить, что прибавки в весе и росте отчасти зависят от типа телосложения ребенка.
- Стул ребенка. На первой неделе стул ребенка должен из черного превратиться в зеленый; как только у мамы появится жирное заднее молоко, стул ребенка станет более желтым.В первый месяц ребенок, который получает в достаточном количестве жирное заднее молоко, имеет как минимум 2–3 стула в день. Уменьшение количества мочи ребенка сигнализирует о нехватке питания. (В первые 3 дня мочеиспускание относительно редкое – 4–5 раз в сутки. Но количество раз увеличивается и на второй недели составляет 15–25 раз в сутки).
- Плач ребенка. “Голодный” плач ребенка имеет свои особенности. Начинается с призывного – ребенок плачет недолго 5–7 секунд, далее замолкает. Во время паузы ребенок широко раскрывает ротик. Далее плач возобновляется с увеличением времени плача и переходит в беспрерывный. При нехватке молока у мамы ребенок во время кормления проявляет беспокойство, в конце сосания посучивает ножками.
Ребенок может плакать и проявлять беспокойство не только когда он голоден. Если при каждом плаче малыша вы будете использовать в качестве средства успокоения бутылочку со смесью, то существует риск перекормить ребенка. Вот несколько признаков того, что ребенок в кормление получает слишком много смеси:
- ребенок много срыгивает или сразу после кормления у него начинается рвота;
- боль в животике – ребенок подтягивает ножки к напряженному животику сразу после кормления;
- в стуле ребенка присутствуют белесые комочки на фоне однородности;
- ребенок слишком быстро набирает вес.
Что умеет ребенок в 1 месяц
По мере роста и развития ребенка, родителей всегда волнует вопрос – а все ли в норме у моего ребенка? Соседский ребенок, такого же возраста, уже умеет делать что-то, что наш не умеет. Не тратьте свое внимание на сравнивание своего ребенка с другими. Выявление возможных “ненормальностей” – дело врача, при условии, что Вы регулярно, по назначению, его посещаете. Не так важно когда ребенок приобретает определенный навык, а само движение в сторону прогресса. Дети проводят на каждом этапе развития разное время. Одни дети, кажется, останавливаются на определенном уровне, а затем резко поднимаются на следующий. Другие вообще могут перескочить определенный уровень. Дети растут по-разному. Именно это делает каждого ребенка уникальным. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, каким он был месяц назад.
Так какие же навыки приобретает малыш к первому месяцу?
- следит плавно за ярким предметом в поле зрения на расстоянии не более 50см;
- прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;
- возможно появление первой улыбки в ответ на обращенную речь;
- лежа на животике, понимает и удерживает головку до 20 секунд;
- издает отдельные звуки в ответ на разговор взрослого, возможно с задержкой – не спешите отвлекаться;
- в положении лежа, прижимает ручки и ножки к туловищу, подгибает ступни вниз, кисти рук крепко сжаты в кулачки, не может держать погремушку, иногда наблюдаются подергивания мышц;
- спит, просыпается, кушает – хаотично;
- поведение преимущественно рефлекторное, чем обдуманное.
Как развивать ребенка
Как же родители должны оказать влияние на рост и развитие своего малыша? В первую очередь – это, конечно любовь и внимание, а помимо этого еще правильный уход, рациональное вскармливание, гимнастика, массаж, свежий воздух, закаливание, посещение врача. В течении первого года жизни уход за ребенком сосредотачивается на четырех основных задачах:
- Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. Для гармоничного развития ребенок нуждается в защите. А чувство защищенности появляется в том случае, если ребенок чувствует каждый день, что родители его любят. Необходимо проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые его усилия, радоваться его успехам. Родителям со временем нужно научиться распознавать причины плача ребенка, он просто хочет спать или зовет на помощь? чем больше любви, нежности, внимания, тем лучше!
- Стимулирование чувств ребенка:
- Зрение. Не допускайте в детской комнате слабой освещенности – это может привести к задержке развития способности различать цвета. Игрушки, предметы, с которыми малыш играет должны быть ярких цветов. Мобиль желательно вешать на расстоянии не менее 40см от ребенка. Ваше лицо вызывает у новорожденного наибольший интерес, не стесняйтесь менять выражение лица – открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза. Можно сопровождать все это смешными звуками, чтобы возбудить любопытство ребенка.
- Слух. Способность слушать развивается у ребенка очень быстро. Разговаривая с малышом, меняйте интонацию, не стесняйтесь заниматься звукоподражанием, издавать различные звуки. Когда поете ребенку, подбирайте не только тихие медленные мелодии, но и веселые, громкие. Дети очень быстро привыкают к определенному звуковому режиму. Поэтому, не создавайте вокруг ребенка атмосферы абсолютной тишины, даже во время сна, иначе, есть риск все время ходить по дому только на цыпочках, и разговаривать только шепотом. Но в то же время следите, чтобы не было постоянного шума.
- Речь. Речь ребенка начинает развиваться с рождения, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Как же способствовать развитию речи у ребенка? Объясняйте ребенку все, что он делает, видит, слышит, что происходит около него, кто есть кто. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Сеансы массажа и гимнастики самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела. Дотрагиваясь, до своего носа, скажите: “Это нос мамы”, а затем потрогайте носик ребенка и озвучьте: “Это нос Ванечки”. Не менее важно дать понять ребенку, что он и сам может что-то сказать. Воспроизводите все звуки, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель, и т.д.). Таким образом, ребенок интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
- Развитие двигательной активности. Медиками установлен и доказан факт влияния двигательной активности ребенка на его интеллектуальное созревание в процессе развития. Развитие двигательной активности происходит в течении нескольких этапов. Стимулирование этого процесса состоит в том, чтобы побуждать малыша переходить от одного этапа к другому. При рождении ребенок способен двигать ручками и ножками, но не может перемещаться. Следующий этап состоит в ползании, т.е. в передвижении на животе. Родители могут помочь ребенку освоить новые двигательные навыки посредством массажа и упражнений.
Массаж для ребенка
Одна из удивительных областей исследований – взаимосвязь между прикосновением и ростом и развитием ребенка. Исследования показывают, что дети, получающие правильные прикосновения, растут и развиваются лучше, демонстрируют более высокое неврологическое развитие. Кроме того, прикосновения успокаивают малышей. Следует помнить, что массаж Вы делаете с ребенком, а не ребенку. Это, в первую очередь, взаимодействие и способ общения, а не задача, которую надо выполнить любой ценой. Со временем, вы узнаете, какие прикосновения нравятся вашему малышу больше или меньше, вслушивайтесь в реакцию вашего ребенка.
Выберете теплое, тихое место, без сквозняков, где вам и ребенку было бы удобно – на пеленальном столике, кровати, полу. Определите время, когда вам не придется спешить, когда меньше вероятность, что вас прервут, или, когда ребенок нуждается в расслаблении. Используйте специальное масло для кожи младенцев.
- Начинайте с ножек. Поглаживающими движениями пройдитесь ладонью по всей ножке, обходя коленный сустав. Держите спупню одной рукой и “доите” ножку от лодышки до бедра другой рукой. Затем возьмите бедро двумя руками, и легкими поворачивающими движениями, ведите свои руки от бедра к стопе. Покатайте своими ладонями ножку от колена до лодышки.Приподнимите ножку малыша и «нарисуйте» на его стопе семерку от пальчиков к пятке. Слегка погладьте ножки от бедра до стопы, прежде чем перейти к животику.
- Помассируйте животик с боков, а затем поглаживающими движениями массируйте животик по часовой стрелке, не нажимая при этом сильно. Если малыша мучают колики, помассируйте животик от ребер вниз. Одной рукой массируйте животик, а второй приподнимите малыша за ножки, удерживая их несколько секунд. После этого сгибайте ножки младенца в коленях несколько раз подряд. Повторите процедуру 5–6 раз.Во время массажа животика проводите вокруг пупочка косточкой согнутого указательного пальца – эта процедура способствует зарастанию пуповины.
- Перейдя к груди, ведите обе ладони вдоль грудной клетки от центра к бокам и снова так же, будто расправляете страницы книги.
- Ручки и кисти массируются точно так же как и ножки и ступни. Возьмите одной рукой ладошку ребенка (вложить свой палец ему в ладонь), а другой медленно поглаживайте его ручку от запястья до плечика и обратно. Выполните эту процедуру 3–4 раза с каждой ручкой. Покатайте между ладонями ручку. Помассируйте ладошку и каждый пальчик.
- Для личика имеются особые приемы: поглаживания раскрытыми ладонями, легкие нажатия и круги большими пальцами, легкие похлопывания кончиками пальцев ото лба через щечки.
- В конце пререходим к спинке. Подушечками пальцев слегка потрите всю поверхность спинки, рисуя маленькие кружочки. Затем слегка надавливая, пройдитесь кончиками пальцев от спины через ягодицы и ножки до стоп.
После массажа вы можете проделать с ребенком несколько приведенных ниже упражнений.
Упражнения для детей с рождения до 3 месяцев
Упражнения выполняются в положении ребенка лежа на спине:
- Поднять ручки ребенка вверх и слегка потянуть за ручки в этом же направлении в течении 15 сек.
- Согнуть ножки в коленных суставах и прижать их к животику, удерживая в таком положении 10 сек. При этом спинка ребенка должна быть округлой. Если это удается легко, без сопротивления со стороны ребенка, упражнение можно усложнить, попытавшись прижать коленочки к груди или подтянуть их к личику.
- Приподнять головку ребенка и осторожно наклонять ее вперед подбородком к груди. При малейшем сопротивлении со стороны ребенка следует приостановить, и дождаться расслабления мышц.
- Согнуть правую ножку в коленном суставе, и левую ручку в локтевом суставе, прижать локоть к коленочке и удерживать в таком положении 10 сек. Повторить с левой ножкой и правой ручкой.
- Согнуть правую ножку в коленном суставе, подтянуть к животику и удерживать в таком положении 10 сек. При этом левую ножку прижать к поверхности столика, и удерживать в выпрямленном положении. Затем поменять ножки. Упражнение выполнять плавно, без резких движений.
- Правую ножку выпрямить, носочек потянуть на себя.В таком положении поднимаем ножкудо ощущения сопротивления со стороны ребенка. Задержать на 10 сек. При этом левую ножку следует прижимать к поверхности столика. Повторить, поменяв ножки.
Упражнения выполняются в положении лежа на животе:
- Под грудь ребенка положить плотный мягкий валик. Ручки вытянуть вперед, головка не должна подниматься. Упражнение длится 15–60 сек. При появлении первых признаком утомления, перевернуть ребенка на спинку, убрав валик.
- Согнуть правую ножку в колене и попытаться прижать пятку к ягодице с силой, не вызывающей сопротивления со стороны ребенка. Удерживать в таком положении 10 сек. Повторить то же самое с левой ножкой. Упражнение выполнять плавно, без резких движений.
Причины плача
Плач для ребенка – это первый инструмент связи с внешним миром, его способ сообщить о своих потребностях. Прежде чем взять ребенка на руки вы задаетесь вопросом :”Но как же я пойму, что ему нужно?”, “А нужно ли брать его на руки, не испорчу ли я ребенка?”. Не теряйте времени на раздумья, просто возьмите ребенка на руки. Плач ребенка – это свойственный ему язык; вам надо прислушиваться к нему и наблюдать за ребенком, своими сигналами он подскажет вам, что ему нужно. Например, если ребенок голоден, а вы пытаетесь его успокоить, вместо того, чтобы покормить, он даст вам знать, что хочет кушать – будет засовывать в рот кулачки или искать материнскую грудь. Не беспокойтесь в отношении правильности своего отклика, со временем вы научитесь распознавать причины плача своего малыша. С отклика на плач ребенка начинается процесс обучения, в ходе которого вы приучаете ребенка доверять вам, вы же приобретаете умение на слух различать, насколько безотлагательна потребность ребенка.
Ниже приведены наиболее частые и вероятные причины плача:
- Голод. “Голодный” плач ребенка имеет свои особенности. Начинается с призывного – ребенок плачет недолго 5–7 секунд, далее замолкает. Во время паузы ребенок широко раскрывает ротик. Далее плач возобновляется с увеличением времени плача и переходит в беспрерывный, громкий и требовательный. При нехватке молока у мамы ребенок во время кормления проявляет беспокойство, в конце сосания посучивает ножками, плачет сразу после кормления.
- Жажда. В отличии от грудного вскармливания, детям, получающим смесь, необходимо дополнительно предлагать воду.
- Необходимость физического контакта с мамой. Ребенок просит внимания.
- Ребенок устал и хочет спать. Эта причина особенно вероятна, если у ребенка произошло нарушение режима дня, или был контакт с большим количеством людей, посещение поликлинники.
- Мокрый, грязный подгузник. Малыш сначала хнычет, затем протестующее кричит и пытается изменить положение, размахивает ножками и ручками.
- Перегрев или переохлаждение. Хныкающий плач, покраснение кожи, разбрасывание ручек и ножек в стороны, намокшие волосики служат признаком перегрева. Переохлаждение как правило бывает вызвано долгим нахождением ребенка в мокрых пеленках, или при воздушных ваннах. У ребенка появляется “мраморность” кожи, малыш сначала пронзительно кричит, а затем долго хнычет, возможно икает.
- Причины, обусловленные физической болью: опрелости, колики, ребенок хочет пописать или покакать, но не может (запор), воспаление уха, ротовая молочница.
Нина | 13 Февраля 2015 22:54
Для меня первый месяц стал настоящим испытанием.На практике оказалось все не так как написано в книгах. У ребенка со второго дня жизни начались колики, поэтому и днем и ночью спал плохо.
Первый месяц он «жил» у меня на руках, можно сказать. Дела по дому поэтому делались с трудом, ничего не успевала, даже бывало не могла отойти в туалет, ребенок сразу начинал призывно рыдать.
Необходимость кормить каждые полтора часа первый месяц и ночью тоже для меня стала неожиданностью. Я тоже, кстати, начитавшись в интернете, боялась спать вместе с ребенком и бегала к нему по 20 раз за ночь.
Ребенок у меня был на ГВ, но неожиданностью стало тоже, что молоко у меня пришло только на 5-е сутки. Думала, что край- это 3-й день. Пока не пришло молоко- кормила смесью. Сейчас понимаю, что это была ошибка. Смесью можно только испортить желудок, если она ребенку не подошла. Возможно из за нее и колики сразу начались.
Если ребенок на ГВ и есть риск развития аллергии, нужно соблюдать строгую диету сразу. Я этим пренебрегла, особо не соблюдала и спровоцировала аллергию у ребенка неправильным питанием.
А вот игрушки в первый месяц нам совершенно не понадобились. Ребенок не обращал на них никакого внимания в короткие минуты активного бодровствования.
Многое можно вспоминать про первый месяц. Много нерадужного вспоминается, но с течением времени, действительно, бессонные ночи и усталость забываются, остаются только приятные воспоминания)
Ответить
Margarita , Староконстантинов | 26 Февраля 2015 22:24
Для меня первый месяц оказался очень тяжелым.
Во-первых, у меня были очень тяжелые роды и одну неделю за ребенком смотрел муж, а я в то время находилась в больнице. То есть старт принял у нас муж, а не я.
Во-вторых, все что я читала в книгах и слышала от других мамочек на самом деле мне не особо помогло. Я поначалу даже боялась брать малышку на руки, боялась что наврежу ей и не дай Бог что-то сделаю.
Во-третьих, мне было очень сложно ужиться с графиком моего ребенка. Дочка спала очень мало, практически каждый час-второй плакала и ждала, что я возьму ее на ручки. Потом у ее начались колики и вы сами понимаете, что творилось в доме. Я вообще не успевала ничего делать! Честно, даже волосы помыть у меня не было времени.
В четвертых, депрессия — у меня она началась на неделе третей наверно. Я просто была в ужасе. Муж оставил на мне весь дом, ребенка и уехал на четыре дня по своим делам. Я думала, что у меня удар хватит, все валилось с рук.
Хорошо хоть это быстро прошло) сейчас моей малышке уже 2 годика — живем душа в душу.
Ответить
Алла , Иркутск | 27 Февраля 2015 22:04
Первый месяц был самым трудным. Необходимо было привыкнуть к ночным кормлениям и при этом само не заснуть пока ребенок ест. Спал ребенок месте со мной, чтоб не подскакивать каждые 3-4 часа на кормежку, а просто дать грудь.
День у нас начинался с массажа, а минут через уже 15 еда.С рефлексами все было в порядке. Меконий сменился нормальным стулом на шестой день. Все было хорошо пока нас не замучили колики.
Засыпал ребенок только на руках с прижатым ко мне животиком или на мне в лежачем положение практически в обнимку с сиськой. Мне так спать и находиться все время сна ребенка было очень тяжело, а как только снимала его с себя он просыпался и плакал.
Выход я нашла. Я садилась на диван, клала на ноги подушку с пеленкой и на нее малыша на лежа животике. Легонечко покачивала его с помощью ног и он засыпал. Снять его оказалось гораздо легче и через 20 минут после засыпания я уже была свободна. Ребенку уже 6 лет, а рефлекс покачивать ногами никуда не исчез.
Ответить
Geniss | 07 Февраля 2015 22:13
Это было самое тяжелое время в моей жизни (я не преувеличиваю). После родов (КС) мне перенесли малыша и началось… он кричал не переставая. Я едва могла сгибаться, вскакивала каждые две минуты к нему. Молока не было, смесь с молочной кухни я ждала как чудо. Для меня это был ад, за все время, проведенное в роддоме, я спала по несколько часов в день. Я не понимала что происходит и как мне помочь малышу. Дома ситуация не улучшилась. Если бы не помощь родных, я бы точно с ума сошла, была близка к этому. Потом я бегала по врачам, ребенку назначали кучу анализов и таблеток. Хорошо ума хватило не травить ребенка этой гадостью. После двух месяцев мучений, все у нас нормализовалось. У нас прошли колики-газики (если это они были), малыш стал интересоваться окружающим миром. Девочки, если у кого-то также: это надо пережить! Все будет хорошо, вырастут все, на радость маме и папе (ну и бабушкам-дедушкам, конечно).
Ответить
Оленька | 05 Марта 2015 22:27
Первую я провела с сынишкой и мамой в роддоме и плохо еще соображала что к чему- ревела только из-за каждой глупости: когда Артему прививку ставили, кровь брали, обнаружили физиологическую желтуху, потом чтобы снизить билирубин ставили клизмочку, доктор на ножке нашел синячок, сказал гемангиома- так вообще час рыдала. А потом попустило ))) А вот дома все пошло не так — мамы нет, муж на работе, я порваная ТАМ и шитая перешитая еле хожу и моё чудо, реально сутками висевшее на груди. Выпускали мы сиську изо рта только чтобы покупаться и переодеться (купание для нас по сей день это самый главный и любимый процесс в жизни). А еще прибавились колики. Сутками грели утюгом пеленки и гоцались по всему дому. Но потом купили солевую грелочку, капельки, папу «выгнали» в другую комнату, я приловчилась спать вместе с малышом и жизнь постепенно наладилась. Сейчас я самая счастливая мама )
Ответить
Елена | 20 Февраля 2015 22:22
Первый месяц моего ребенка тогда казался мне испытанием, и только сейчас я понимаю, какое замечательное и бесценное это было время.
Самое главное, что я усвоила и поняла, и что мне сильно помогло:
— кормить его нужно только грудным молоком, если оно есть, конечно, чаще прикладывать к груди и ничего не бояться;
— проводить с малышом как можно больше времени, мама ему нужна как воздух. Я плевала на домашние дела, и сейчас об этом не жалею;
— я спала вместе с ребенком, что сэкономило мне кучу нервов и позволило выспаться. Я могла приложить его к груди не вскакивая по 20 раз. Многие боятся придавить, но мы спали на широком диване, и вообще, присутствует какой-то инстинкт, и даже во сне интуитивно я чувствовала где ребенок, и не могла сделать ему больно или плохо. Это необъяснимо.
Ответить
Александра | 05 Февраля 2015 12:19
Мой малыш был редкостной соней в первые месяцы жизни. Порой я его даже сама будила на кормление, потому что он мог спать 5-6 часов подряд. Врач запретила мне это делать, сказала, что ребенок должен самостоятельно регулировать периоды сон-кормление-сон-кормление. И не просыпается вовремя он потому, что просто не голодный.
Но, когда моему малышу было 1,5 месяца, я допустила большую ошибку.
Отмечали с мужем годовщину свадьбы и я выпила бокал шампанского. На следующее утро у меня перегорело все молоко и в дальнейшем образовывалось в очень малых количествах. Ребенку этого, естественно, не хватало. Пришлось перейти на искусственное кормление.
Поэтому хочу посоветовать всем кормящим мамочкам воздержаться от зеленого змея :), даже если это в минимальных количествах.
Ответить
Nika , Москва | 14 Февраля 2015 22:16
Первый месяц — действительно самый важный и самый волнительный. Сейчас вспоминаю, что еще в роддоме, где-то на 4 день боялась уснуть и все время следила за дыханием своего малыша.
Но дома оказалось не менее сложно. Бессонные ночи, отсутствие личного времени (муж на работе, дома я одна), еда — когда придется, очень долго пришлось привыкать к новому распорядку дня.
Но даже с такими жесткими рамками, все равно вспоминается это время с умилением: когда смотришь на своего ребенка и не можешь наглядеться (ведь так долго представляла его себе, когда был в утробе), разглядываешь каждую черточку, каждую морщинку, пухлые щечки, губки бантиком. Все время хочется обнимать и прижимать к себе свое сокровище, вдыхая его вкусный и родной запах.
Ответить
Ирина | 10 Февраля 2015 22:20
Первый месяц жизни ребенка очень волнителен для каждой мамочки. Я вот например постоянно чувствовала. что делаю что-то не так. Боялась очень и спать с малышом, потому что начиталась в интернете всякого ненужного. А вообще в первый месяц ребенок еще совсем кроха, который очень хочет чтобы мамочка была рядом.
Кормить я старалась только грудью, но у меня было очень мало молока и кроха нервничала, плакала, дергала грудь из стороны в сторону, поэтому я решила попробовать ее прикормить. На мое удивление, она стала хорошо спать, меньше плакать. Теперь я понимаю, что с каждым месяцем у меня становится все меньше и меньше молока. не стоило спешить, надо было немного подождать и молоко бы прибыло в нужном количестве.
Ответить
Ника , Воронеж | 13 Февраля 2015 22:19
Какое же счастье, когда в доме появляется малыш! В первый месяц все к нему привыкают и пытаются понять его.
Моя дочка в этот период была достаточно спокойной, то есть бессонные ночи нас обошли стороной. Да, иногда было сложно уложить ребенка спать, но это были единичные случаи.
Что касается внешнего состояния, то отмечалась сухость кожи, поэтому после купания наносили косметическое молочко.
Весь первый месяц купали в детской ванночке и в кипяченой воде (но можно заканчивать кипятить примерно к двум неделям жизни).
Ребенок очень любил лежать на животике, но через несколько месяцев ему это перестало нравиться настолько сильно.
Ответить
Марина , Киев | 07 Февраля 2015 22:22
Это точно, что первый месяц очень трудный для родителей, потому что надо приспособиться к ритму жизни ребенка. Казалось бы все очень просто – поесть, поспать, снова поесть, но я в первое время ужасно нервничала, что я делаю что-то не так.
Слава богу, что молоко у меня было, но были небольшие проблемы – мастит, так что мне приходилось еще и постоянно сцеживать молоко. Было конечно очень трудно, но мне очень не хотелось переводить ребенка на искусственное вскармливание, потому что потом из-за этого возникает много проблем.
Грудное вскармливание хорошо тем, что как только дитё захотело кушать, его можно сразу покормить.
Ответить
Юлия , Москва | 10 Февраля 2015 22:13
Первый месяц жизни моего малыша для меня очень радостный, но и тревожный. Мы родились недоношенными на сроке 35 недель. После роддома попали в детскую больницу с диагнозом желтушка средней степени и недоношенность. Сколько у меня было нервов не передать. Боялась, что вдруг недоношенность как то скажется на ребенке, вдруг он так и останется таким вот маленьким.Спасибо врачам, которые убедили меня. что все будет в порядке. И нас самом деле, к концу 1 месяца мы вросли сразу на 6 см. Грудь кушали с радостью и охотой. И я поняла, что мы хоть и родились маленькими, но не чуть не хуже других. И тогда счастье меня переполнило.
Ответить
Кристи , Пенза | 06 Марта 2015 22:13
Для меня первый месяц пробежал как один день, если честно все было так как-то легко. Единственное первые двое сеток не могла отоспаться после родов, дочка все время плакала. На третий день все наладилось, я выспалась и все пошло своим чередом. Я делала все как-то на автомате. У меня не было страха, что я ребенка не так возьму на руки, я не боялась его купать. Делала все с легкостью и с большим удовольствием. Дочечка первый месяц только кушала и спала, правда ночью кушать проспалась по 3-5 раз, но без криков, спокойно — покушала и дальше спать. В этот период детки во сне уже начинают улыбаться — это так мило…
Ответить