Отслужив, в 1949 году вышел в отставку и, распрощавшись с авиацией, с головой ушел в педагогическую работу. Сначала в научно-исследовательском отделе Министерства трудовых резервов (было такое министерство!). Позже были попытки – в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации Академии Педагогических Наук. В 1958 возглавил группу учителей-новаторов и попытался открыть школу нового типа, в которой собирался повторить и углубить опыт Антона Макаренко. В том же памятном 1958 на одном из педагогических совещаний он встретил будущую супругу и верного соратника, Лену Алексеевну.
Елена Алексеевна Никитина (урожденная Литвинова) родилась в поселке Болшево (Московская область) в 1930 году, в семье военного инженера и школьной учительницы. В 1948 Елена закончила Болшевскую среднюю школу, получив золотую медаль. С 1949 по 1954 год училась в Московском областном педагогическом институте, по завершении которого в 1955–56 гг. работала учительницей в селе Воеводское Яминского (с 1963 года – Целинного) района Алтайского края. Вернувшись в родные места Елена Алексеевна с 1956 по 1960 работала педагогом в московской железнодорожной школе №40. Работая там, она и познакомилась с Борисом Никитиным. С 1960 по 1980 Елена Алексеевна работала в Болшевской библиотеке, сначала библиотекарем, потом заведующей.
В 1958 году образуется одна из самых знаменитых в мире семей – семья Елены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных. Эта семья просуществует 41 год, до января 1999, когда уйдет из жизни Борис Павлович. Никитины оставили глубочайший след в истории мировой педагогики. Созданный ими метод положил начало системе воспитания, которую позже назовут родительской педагогикой.
В семье Никитиных родилось семеро детей, сыновья: Алексей Антон, Иван, дочери: Ольга, Юлия, Анна, Любовь. Никитины воспитывали своих детей, строго следуя придуманной ими методике, и пытались донести ее до всех. Дети росли на удивление здоровыми и опережали сверстников в интеллектуальном развитии. Система оздоровления «по Никитину» и развивающие игры, изобретенные Борисом Павловичем, давали результаты, удивлявшие педагогическую «общественность» и, конечно, прессу. О них много писали, снимали фильмы. Книги Бориса Павловича разошлись по миру. У Никитиных десятки миллионов последователей во всем мире.