Свобода действий в группах Монтессори

Любой педагог, работающий по системе Монтессори, не раз видел, как родители ограничивают свободу действий своего ребенка. Приведя его в группу, мамочка старается запретить ему пользоваться теми материалами, с которыми, по ее глубокому убеждению, он еще не справиться. В группах Монтессори нет места запрету. Вот как работают с этой проблемой педагоги-монтессорийцы.

Никогда не говори «Нельзя»

Чтобы расставить все точки над і, следует сказать, что методика Марии Монтессори не отбрасывает запреты, как таковые. Если ваш малыш хочет перебежать дорогу на красный свет или засунуть вилку в розетку, разумеется, ему нужно это запретить. Запреты в разумных количествах и в соответствующих обстоятельствах – необходимы. Но если родители постоянно запрещают ребенку делать абсолютно все, пусть даже это никому не может принести вреда, то ребенок не будет знать других слов, кроме как «нельзя».

Чем чаще ребенок слышит слово «нельзя» на занятиях, тем быстрее он охладеет к учебе вообще. Как только мама начнет запрещать ему пользоваться теми или  иными материалами в секторе творчества, ребенок просто захочет уйти и откажется работать с другими, разрешенными материалами. Именно поэтому во время занятий в группе Монтессори слово «нельзя» под запретом, как бы ни парадоксально это не звучало.

Если ребенок ведет себя так, что без запрета тут не обойдешь, педагоги все равно стараются превратить «нельзя» в «можно», например, если ребенок начинает бросать карандаши или краски на пол, ему дают мяч, чтобы он поиграл с ним. Ведь мяч бросать можно, а вот карандаши – нежелательно. Таким образом, ребенок делает то, что хочет, но не приносит никому вреда.

Возьмите себе за правило запрещать последовательно. 

Кстати, о любых родительских запретах стоит сказать отдельно. Дело в том, что очень часто родители забывают о том, что только вчера запрещали. Возьмите себе за правило запрещать последовательно. То есть, если вы не разрешаете ребенку играть с вашими вещами, то так и должно быть всегда. Не стоит смягчаться и разрешать ребенку делать то, что он хочет, если только что это запрещали. Тогда ребенок поймет, что ваше «нельзя» абсолютно несерьезно и перестанет обращать внимание на ваши слова. К тому же, он может начать манипулировать вами, с целью получить желаемое. Ведь теперь он знает, что стоит только заплакать – и ему все разрешат.

Даже если ребенок делает что-то, что может навредить его здоровью или здоровью окружающих (к слову о розетках, и переходе дороги), стоит объяснить ребенку смысл слова «опасность». Ведь если вы запрещаете это ребенку, вы делаете это не потому,  что вам так хочется, а потому что это опасно. Если же вы просто будете кричать «НЕЛЬЗЯ!», ребенок будет думать, что вы просто хотите запретить ему веселиться.

Не нужно исправлять ошибки детей

Мария Монтессори также не рекомендовала исправлять детские ошибки. Если малыш будет постоянно под вашим контролем, он просто  не сможет полноценно познавать мир. Любые  ошибки ребенка – это его личный жизненный опыт, который ему никто не заменит. Свои проблемы, если конечно они не слишком серьезные, малыш должен пробовать решать сам. Если он сам признает, что не справляется и попросит вашей помощи – вы можете его исправить и научить, как надо, но не в любом другом случае. Мама должна обучить ребенка алгоритму действия, а не рассказывать ему, где он ошибся. Если мама не дает ребенку и шагу ступить без того чтобы не поправить его, он перестанет думать, перестанет экспериментировать. Такое родительское поведение попросту замедлит развитие и познавательную деятельность малыша.

Именно поэтому перед началом занятий в Монтессори-группах проводится тренинг с родителями. На этих тренингах, родителей просят не употреблять слова «нельзя», «неправильно» и так далее во время занятиях в группе.

Действительно, в группах-Монтессори, все материалы разработаны с  тем, чтобы контролировать возможные детские ошибки. Если малыш ошибся и сделал что-то неправильно, то он сам это увидит и сможет исправить.

Например, одна из методик – шумовые коробочки. Эта игра заключается в том, что ребенку выдается две коробочки: синяя и красная. В каждой коробочке лежит по несколько цилиндров, каждый из которых издает свой звук. Ребенок должен прослушать все цилиндры из красной, и синей коробочки, и найти красный и синий цилиндр, который звучит одинаково. Проверить свою правоту он сможет, просто перевернув цилиндр – на его днище будет небольшая маркировка. Если звук красного и синего цилиндра действительно совпадают, то и маркировки на этих двух цилиндрах тоже совпадут.

Занятия Монтессори направлены на создание и поддержание позитивной, доброжелательной атмосферы. Только такая атмосфера обеспечит постоянный, высокий интерес ребенка к обучению. Сами посудите, как у ребенка сохранится интерес к занятиям, если мама постоянно стоит у него за спиной и одергивает, поправляет, запрещает?

 

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Сообщества женщин в нашем клубе


    Другие статьи по этой теме

    Методика Монтессори - Специфика Монтессори-педагогики
    Специфика Монтессори-педагогики

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Каждый ребенок изначально приходит в этот мир с большим потенциалом. Он может стать кем угодно – все будет зависеть только от его желания и от...

    Методика Монтессори - Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…
    Монтессори-социализация. Это когда тебя понимают…

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    В методике Монтессори социальные навыки по-другому называются коммуникабельностью. Только коммуникабельность – качество интуитивно воспринимаемое,...

    Методика Монтессори - Развиваем речь и письмо
    Развиваем речь и письмо

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Обучение письму и говорению требует длительной подготовки. Ведь только взрослым кажется, что эти действия элементарны и не требуют особых усилий,...

    Методика Монтессори - Поощрение в педагогике Монтессори
    Поощрение в педагогике Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Некоторые родители, чьи дети посещают Монтессори-группы, удивляются, ведь на занятиях не разрешается говорить детям «Молодец!». Все мы привыкли...

    Методика Монтессори - Конфликты в Монтессори-группе
    Конфликты в Монтессори-группе

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Конфликт в Монтессори-группе – явление редкое. Но, поскольку каждый вид учебных материалов в группе имеется в единственном экземпляре – таково...

    Методика Монтессори - Недостатки методики Монтессори
    Недостатки методики Монтессори

    Методика Монтессори /Отзывы (1)

    Разумеется, несмотря на явную уникальность и эффективность наработок Монтессори, в ее методике существуют и минусы, как и в любой методике, честно...

    Методика Монтессори - Педагогика Монтессори для домашнего использования
    Педагогика Монтессори для домашнего использования

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Педагогика Монтессори основана на стремлении развивать индивидуальность ребенка. Суть такого обучения состоит в предоставлении ребенку полной...

    Методика Монтессори - Материалы Монтессори. Зачем они нужны?
    Материалы Монтессори. Зачем они нужны?

    Методика Монтессори /Отзывы (0)

    Будучи дипломированным врачом, Мария Монтессори заботилась не только о духовном и умственном развитии ребенка, но и о его физиологических...

    Главная страница

    Планирование беременности

    Беременность

    Роды

    Груднички

    Дети

    Здоровье