Педагогическая система, созданная Марией Монтессори (1870–1952) – одна из самых авторитетных в мире. Сама синьора Монтессори, специальным решением ЮНЕСКО ( 1988 ), признана одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Рассмотрим эту систему внимательнее.
Философия метода
В педагогической системе Марии Монтессори самым главным действующим лицом, центром тяготения и определяющим элементом является ребенок. В традиционной педагогике ребенок тоже в центре внимания, но там он – кусок бесформенного материала, которому педагоги придают нужную форму. Мария Монтессори была глубоко убеждена, что развивающийся и познающий мир ребенок может сам определять процесс своего познания мира и формирования своей личности. Абсолютно самостоятельной автономной творческой личностью ребенок становится не тогда, когда получит паспорт, а с рождения! И поэтому при правильной организации процесса, в котором педагогам и родителям отводится роль помощников, а не воспитателей, личность ребенка действительно обладает достаточной самоорганизующей силой, чтобы позитивный процесс формирования личности поддерживался за счет энергии этого источника.
Одним из фундаментальных понятий системы Монтессори является так называемый «сенситивный» опыт. Создатель метода считала, что дети познают окружающий их мир, формируя свои представления о нем через чувства. Поэтому материалы, с которыми дети работают в школах Монтессори, это предметы, с помощью которых они могут получать этот самый «сенситивный», то есть чувственный опыт. Взвешивая в одной руке бусину, а в другой – нанизанные на общую нитку тысячу бусин, ребенок получает ясное, чувственное представление о числах, не перегружая сознание бессмысленными, по мнению Монтессори, абстрактными понятиями.
Из предметов, формирующих у ученика чувственный опыт, создается, знаменитая Подготовленная среда – еще один важнейший элемент педагогического учения Монтессори. Правильно подготовленная среда помогает ребенку постепенно становиться все более независимым от взрослых. Этой цели подчинены все параметры среды: размер и расположение предметов соответствуют росту и пропорциям ребенка. Дети могут сами формировать среду в соответствии с собственными представлениями об удобстве рабочего места, переставляя, например, столы и стулья. Сами предметы среды – напоминание об эстетичности и элегантности. Принято, например, использовать фарфор хорошего качества – дети приучаются к уверенному обращению с тонкими и хрупкими предметами и осознают их художественную ценность.
Взрослые в педагогике Монтессори играют непростые роли Помощников и Наблюдателей. Как тело ребенка, развиваясь и совершенствуясь, обеспечивает ему свободу движения, так и дух его испытывает стремление к познанию окружающего мира и духовной независимости. Взрослые внимательно наблюдают за тем, как ребенок удовлетворяет это стремление и помогают ему в этом процессе, создавая и настраивая под ребенка описанную выше среду. Ребенок разглядывая, выслушивая, обнюхивая, пробуя на вкус и, наконец, ощупывая предметы Среды, накапливает чувственный опыт. Накопление чувственного опыта, переработка впечатлений в представления и понятия – процесс сугубо индивидуальный. Взрослые владеют техникой распознавания фаз этого процесса и помогают ребенку в преодолении неизбежных проблем.
Практика
Практическая реализация метода Марии Монтессори происходит в различных учебных заведениях (сады, центры, школы), в которых создается та самая Подготовленная Среда.
Занятия в Монтессори-группах организованы так, что взрослым, приходящим вместе с детьми отведена определенная роль. Помимо предварительных занятий со взрослыми, педагоги постоянно контактируют с мамами и папами, разъясняя, как правильно организовать Среду дома и как правильно работать с малышом, чтобы домашние занятия были органичным продолжением групповых.
Порядок на занятиях регулируется немногочисленными, но строгими правилами, которые доводятся педагогами и до родителей и до детей. Правила сформулированы не в виде запретов, а в виде позитивных установок: «Материалы лежат на полках. Для работы мы берем их только с полок».
Пространственно-предметная среда, создаваемая в группе, поддержание порядка в ней – предмет постоянного внимания педагога. К вечеру в помещении группы обычно царит первозданный хаос: в течение дня дети разбирают лежащие на полках материалы и активно «работают» с ними. Наведению абсолютного порядка обычно посвящаются последние полчаса занятий. Все дети принимают активное участие в наведении порядка, приучаясь к аккуратности.
Педагог следит за тем, чтобы в группе не возникало конфликтов. Когда дети не могут поделить место или какой-то предмет, им обоим разъясняют, как договориться об очередности. Дети постепенно перенимают у педагога его функции. Состав Монтессори-групп, как правило, разновозрастный и младшие дети подключаются к занятиям по мере поступления. Обычно старшие ребята, видя, что недавно принятый в группу малыш, нуждается во внимании, сами подходят к нему и показывают что-нибудь или рассказывают.
Работа Монтессори-педагогов требует не только психологической но и хорошей физической подготовки. Значительную часть занятия педагог проводит, присев на корточки. Эта профессиональная поза Монтессори-педагога даже стала названием одной из книг известного и в России и далеко за ее рубежами пропагандиста Монтессори-педагогики Елены Хилтонен. Книга называется: «Уроки на корточках». В ней Елена Александровна рассказывает, что именно так, присев, чтобы глаза педагога оказались на уровне глаз ребенка удается наладить общение с ним. И ребенок испытывает гораздо большее доверие и симпатию к тем, кто рядом настолько, что можно дотронуться рукой до лица.