Методика Гмошинской

  1. Идея создания методики «Художники в памперсах»
  2. Когда и как начинать рисовать?
  3. Выбираем рабочее место, одежду и инвентарь для юного художника
  4. Правильная организация процесса рисования с малышом
  5. Приступаем к практическим занятиям по живописи
  6. Как правильно оценить работу малыша
  7. Зачем крохе уроки живописи?
  8. Методика Гмошинской видео

Сегодня популярны оригинальные выставки, на которых представлены яркие шедевры, написанные детьми. При этом возраст маленьких художников впечатляет, так как некоторым участникам нет еще и года. Картины малышей выполнены в стиле художников-импрессионистов при помощи ладошек или пальчиков.

Методика грудничкового рисования давно завоевала в Европе высокий уровень актуальности среди родителей и специалистов, апробирующих различные методики раннего развития. В России и странах ближнего зарубежья о занятиях живописью с малышами узнали благодаря разработанной методике «Художники в памперсах». Ее автором является доктор медицинских наук, врач-педиатр Мария Гмошинская.

Данная методика помогает развивать сенсорику, мелкую моторику малыша, формировать его основные психические способности и креативный потенциал, а также это эффективный способ положительного эмоционального взаимодействия и сотворчества ребенка с родителями. Методика Гмошинской применяема для крох даже с шестимесячного возраста. Чтобы ваш «художник в памперсах» рисовал с удовольствием, рекомендуется ознакомиться с особенностями и технологией этой замечательной методики.

Идея создания методики «Художники в памперсах»

Гмошинская М.В. окончила РГМУ им. Н.И. Пирогова и на данный момент работает старшим научным сотрудником в Отделе детского питания НИИ РАМН. Мария Владимировна также доктор медицинских наук и автор различных актуальных методик для будущих мам и уже состоявшихся молодых родителей. Гмошинская М. В. написала множество пособий для педагогов раннего развития и родителей, которые стремятся гармонично развивать своего малыша. Среди них особой популярностью пользуются практические пособия «Мир глазами ребенка» и «Творчество с младенчества или «Художники в памперсах».

Идея создания методики грудничкового рисования возникла у Марии Владимировны неожиданно. На базе одного из московских дошкольных учреждений автор будущей методики организовала апробацию практической части своей научной работы по теме грудного вскармливания. Для этого были объединены в группы кратковременного пребывания дети в возрастной категории от полутора до двух лет и их родители. Для участников занятий педагоги разработали совместные уроки по рисованию и различные игры. Но в экспериментальную группу был приглашен ребенок, которому исполнилось всего пять месяцев. Родители были настроены оптимистически и пожелали начать сразу заниматься рисованием, а не ждать подходящего возраста. Семья малыша принимала активное участие в обучении своего чада основам грудничковой живописи. И через шесть месяцев у маленького художника был создан первый альбом, состоящий из 200 ярких шедевров. Так была рождена идея о создании прекрасной методики под названием «Художники в памперсах».

Когда и как начинать рисовать?

Методика Гмошинской рекомендует начинать заниматься живописью с малышом с шести или семи месяцев. Основным сигналом для начала творческой деятельности является приобретение у ребенка умения самостоятельно сидеть.

К шести месяцам малыш готов взаимодействовать с взрослыми, у него активно развивается познавательный интерес к новым предметам и действиям. Также малыш различает слова родителей и понимает их смысл.

Полугодовалые малыши уже полностью эмоционально и физиологически готовы к совместной творческой деятельности, при этом взрослый выступает в роли помощника и партнера.

Для правильного освоения данной методики не обязательно родителям уметь профессионально рисовать.

Главным критерием является только сильное желание родителей эмоционально и предметно взаимодействовать со своим чадом, а также гармонично его развивать. Вам достаточно научиться смешивать различные цвета и наносить мазки краски на бумагу.

Важно, для достижения наилучших результатов, обоюдное желание именно двух родителей принимать участие в развитие творческих и эстетических способностей ребенка. Если кто-то эмоционально не готов принимать активное участие в грудничковом рисовании своего малыша, то не следует торопиться. Необходимо просто сделать кратковременную паузу и еще раз подробно ознакомиться с принципами данной методики.

В течение недели показано организовывать не более двух занятий по живописи с малышом. В другие дни можно занять ребенка лепкой из соленого теста или рисованием восковыми мелками.

Лучше всего рисовать красками с малышом в первой половине дня. Юный художник должен быть обязательно позитивно настроен и эмоционально открыт для восприятия им новой информации. Также занятия с малышом в первой половине суток защитят его от эмоциональных и информационных нагрузок. Если кроха капризничает или плохо себя чувствует, то не следует в этот день проводить уроки живописи.

Самые первые занятия не должны длиться более двух минут. Через некоторое время количество уроков живописи будут постепенно увеличиваться. В процессе рисования наблюдайте за настроением ребенка. Если малыш начал капризничать или попытался разбросать краски, то это прямой сигнал к завершению занятия. Не следует допускать длительных пауз и перерывов между занятиями. Обязательно снова начинайте «творить» со своим малышом, даже в летний период времени.

Выбираем инвентарь, рабочее место и одежду для юного художника

Методика Гмошинской предполагает определенную подготовку перед началом творческого процесса. Для этого рекомендуется заранее приобрести инвентарь, продумать одежду и определить рабочее место для юного художника.

Для курса занятий по методике «Художники в памперсах» родителям рекомендуется приобрести в специализированных магазинах следующие канцелярские принадлежности:

  • гуашь;
  • восковые мелки;
  • масляную пастель;
  • толстые фломастеры, произведенные на водной основе;
  • кисти № 10; 22; 24;
  • бумагу для рисования;
  • ватман;
  • цветную бумагу и картон;
  • безопасные ножницы;
  • палитру.

Для хранения инвентаря необходимо выделить вместительную коробку и определить для нее место, к которому не будет свободного доступа ребенка.

После приобретения безопасного и качественного инвентаря нужно позаботиться о выборе «правильного» рабочего места для маленького художника.

Для уроков творчество не рекомендуется использовать стульчик для кормления, так как малыш ассоциирует данное место с принятием пищи.

В связи с этим, ребенок обязательно захочет попробовать краски на вкус. Для занятий с малышом можно задействовать письменный стол или пространство на полу. Рабочее место застелите однотонной клеенкой. Не выбирайте яркие тона или разноцветные орнаменты клеенки, так как пестрая расцветка будет отвлекать кроху от занятия.

Также для уроков живописи с крохой важно подобрать соответствующую одежду для мамы и малыша. Можно приобрести специализированные наборы для занятий творчеством или использовать «домашнюю» одежду, которая удобна и комфортна для ребенка.

Правильная организация процесса рисования с малышом

Методика Гмошинской рекомендует рисовать с малышами до года без кисточки, используя собственные пальчики и ладони. При этом в творческом процессе может быть задействовано сразу две руки малыша. Детям, которым исполнился год, предлагается ознакомиться с кисточками для рисования и со временем для занятий живописью использовать мольберт.

Чтобы малыш быстрее адаптировался к кисточке, придумайте веселые игры с ее участием: гладьте кисточкой ручку малыша, проводите линии кисточкой на белой бумаге, поиграйте с малышом сухой и мокрой кисточкой и т.д. При этом подкрепляйте свои действия словами. Обратите внимание ребенка на то, что сухая кисточка не оставляет след на бумаге, а мокрая – наоборот.

Для занятий живописью с детьми после года рекомендуется использовать для каждого цвета отдельную кисточку.

После того как юный художник привык к основному инвентарю ему можно предложить краски. Начинайте знакомство с оранжевой или желтой цветовой гаммы. Не следует использовать на первом занятии красные или темные цвета, так как они могут испугать малыша. Для работы понадобятся все цвета радуги и белая краска.

Родителям и педагогам нужно знать о том, что малышам сложно сразу освоить правильность работы с кистью. Как правило, они держат кисточку за конец, как ложку. Через пару занятий ребенок научиться держать ее у основания рабочей части.

На первых творческих занятиях, независимо от возраста детей, используется лист бумаги формата А4. Затем можно рисовать на листах формата А3, цветном картоне или тонированной бумаге.

Процесс грудничкового рисования начинается с того, что взрослый объясняет малышу о цели их занятия и предлагает юному художнику одеть для этого специальную одежду. Важно родителям или педагогу комментировать в процессе работы каждое свое действие.

Далее малышу предлагается выбрать самостоятельно краску, которая находится в небольших удобных баночках. На первых этапах творчества достаточно использовать только два цвета. При этом не следует густые краски разводить водой, так как малыш может их случайно разлить, или выпить.

После выбора краски малышом начинается непосредственно сам процесс рисования. Он пальчиками или кисточкой прикасается к краске и наносит первые мазки на бумагу. Многие дети, исследуя краску, сжимают ее в кулачке, им нравится пачкаться ею и слушать как она «чавкает». Также имеют место случаи, когда кроха сразу не включается в активную работу и не желает рисовать. В такой ситуации взрослые должны выступать в роли активных художников, а малыш – пассивного наблюдателя. При этом рассказывайте ребенку, что вы рисуете, каким цветом и т.д. Через несколько адаптационных занятий малыш начнет рисовать самостоятельно.

Дети до года рисуют широкими и размашистыми движениями. Через время техника рисования у малышей изменяется, приобретая направленный характер. Важно в процессе рисования постоянно эмоционально взаимодействовать с малышом, проявлять интерес к его шедеврам и хвалить кроху за каждый удачных мазок.

Мария Владимировна Гмошинская разработала для родителей и педагогов специальные рекомендации, которые помогут эффективно использовать ее методику для сотворчества с малышами.

Методические рекомендации для родителей и педагогов

  1. Перед занятием уберите с рабочей зоны малыша лишние предметы и оставьте только необходимые для живописи принадлежности. Подготовьте заранее рабочее место и одежду ребенка.
  2. В зависимости от возраста малыша длительность урока рисования от 5 до 20 минут. Количество занятий в неделю колеблется от одного до двух раз. В ходе занятия обращайте внимание на его настроение и самочувствие.
  3. Грудничковое рисование является индивидуальной формой работы с детьми. Групповые занятия можно организовывать в паре «мама-малыш» только после того, как ребенок овладеет техникой рисования красками и адаптируется к педагогу. В группе должно быть не больше трех пар. В ходе таких занятий мама взаимодействует с малышом, а педагог находится рядом, корректируя и координируя их деятельность.
  4. Для работы используйте сначала одну или две краски теплых тонов, при этом называйте ребенку название цвета и объясняйте, что красками можно рисовать и их не нельзя пробовать на вкус.
  5. Эффективность урока живописи зависит не только от активности малыша, но и настроения родителя. Чем больше проявляет мама интерес к творчеству маленького художника, тем быстрее малыш познает технику рисования. Особенно важен при словесном общении визуальный контакт ребенка с педагогом или родителями.
  6. После завершения занятия по грудничковому рисованию обязательно похвалите малыша и приберите рабочее место.

Приступаем к практическим занятиям по живописи

Автор методики «Художники в памперсах» разработала серию практических уроков по рисованию, помогающие ребенку развиваться гармонично и всесторонне.

Рассмотрим детально содержание данных занятий

Урок живописи №1

  1. В процессе занятия кроха знакомится с желтым, красным и синим цветом.
  2. Приготовьте для работы: карточки с разноцветными предметами, краски, цветные карандаши.
  3. Предложите малышу поиграть в игру «Юный художник». Суть данной игры заключается в том, что ребенок определяет нарисованный на карточке предмет и называет цвет, в который он окрашен.
  4. Также попросите кроху нарисовать цветными карандашами рисунок на вольную тему.

Урок живописи №2

  1. На занятии ребенок продолжает осваивать цвета: желтый, красный, синий, и знакомится с новыми красками: зеленой, белой и черной. Малыш учится пользоваться кисточкой и красками.
  2. Приготовьте для рисования: лист бумаги, гуашь и кисть под № 10.
  3. Малыш должен выполнить задание: раскрасить бумагу любым цветом.

Урок живописи №3

  1. На уроке ребенок учится смешивать различные цвета.
  2. Для работы нужно подготовить краски, кисть № 10, лист бумаги.
  3. Ребенок смешивает два цвета: желтый и синий. В результате эксперимента получается новый цвет. Предложите малышу смешать другие цвета по его желанию.

Урок живописи №4

  1. Малыш на уроке тренируется соединять основные цвета с белой краской, для получения различных новых оттенков.
  2. Для занятия подготовьте: лист бумаги, краски различных цветов, краску белого цвета и кисточку.
  3. Ребенку предлагается раскрасить веер однотонными цветами. Потом можно веер раскрасить переходными цветами при помощи белой краски. Например, от ярко зеленого, бледно зеленого и белого оттенка.

Урок живописи №5, 6, 7

  1. Данные уроки преследуют цель – научить малыша подбирать фон и правильно пользоваться кистью.
  2. Необходимый инвентарь: краски, кисточка, цветной картон и листы бумаги.
  3. Ребенок с родителями рисует первые картины на тему:
  • «Кисточка гуляет по бумаге»;
  • «Падающий снег»;
  • «Цветы на лугу»;
  • «Следы невиданных зверей». 

        4.  Картины можно рисовать на белой бумаге или цветном картоне.

Урок живописи №8

  1. Это занятие завершает цикл уроков по освоению цветов
  2. Маленький художник с родителем рисует радугу, используя семь основных цветов.
  3. Для работы понадобится: гуашь, кисть №6, лист бумаги или белый картон.

Урок живописи №9, 10

  1. На данном занятии малыш учится сравнивать различные предметы между собой по величине и рисовать прямые линии разной длины. Родители знакомят маленького художника с новыми для него понятиями: большой и маленький, высокий и низкий, короткий и длинный.
  2. Необходимый для занятия инвентарь: цветные карандаши, лист бумаги, предметы различных размеров и ленты с разной длиной.
  3. Родители на занятиях играют с ребенком в следующие игры:
  • «Скатай ленту»;
  • «Строим дом для кукол»;
  • «Мишка большой, а зайка маленький».

В конце урока малышу предлагают нарисовать с помощью цветных карандашей прямые линии, которые отличаются длинной.

Урок живописи №11

  1. Целью занятия является научить ребенка изображать прямые линии красками, которые будут отличаться цветом и длинной.
  2. Для урока родители должны заранее изготовить пакет из бумаги, приготовить краски и кисть №6.
  3. Малыш с мамой разукрашивает разными красками пакет, который потом кроха подарит куклам.

Урок живописи №12

  1. На занятии юный художник знакомится с такими геометрическими фигурами: квадратом, треугольником и четырехугольником.
  2. Для работы потребуется мозаика из геометрических фигур.
  3. Мама с малышом складывает из цветных геометрических фигур всевозможные картинки. В ходе игры выполняйте с малышом сравнение картинок по размерам и цветовом исполнении.

Урок живописи №13

  1. Малыш учится рисовать красками звезды и снежинки на небе.
  2. Для урока приготовьте гуашь, кисть №6, синий картон и черную тонированную бумагу.
  3. На занятии ребенок с мамой рисует контрастные снежинки на синем небе и звезды, которые горят на черном небе.

В процессе творческой деятельности акцентируйте внимание малыша на различную форму звездочек и снежинок, а также их размер. Определите на полученной картинке самую маленькую снежинку и звездочку самого большого размера.

Урок живописи №14

  1. Цель этого урока живописи заключается в формировании у ребенка понятия о формах предметов.
  2. Для этого заранее подбираются предметы, отличающиеся формой и цветом. Например: кубики, бусы, детали от пирамиды, шары и т.д. Также для урока понадобится гуашь, кисть №6, бумага белого цвета.
  3. На занятии малыш играет с предметами, которые разнятся формой, цветом и размерами, а также складывает пирамидки.
  4. В конце занятия малышу предлагают дорисовать шедевр, созданный на предыдущем уроке. Можно дополнить зимний пейзаж вьюгой, сугробами, елками и т.д.

Урок живописи №15, 16

  1. На этом занятие кроха познает технику рисования предметов круглой формы.
  2. Для урока понадобятся краски, бумага и кисть.
  3. Малыш с мамой рисует картины на следующую тематику:
  • «Одуванчик»;
  • «Танцующие цветы»;
  • «Спящие цветы».

В процессе совместного творчества с ребенком акцентируйте его внимание на цвет, форму и размер нарисованных им предметов. Также не оставляйте без внимания соотношения общего фона картины и цвета рисунка.

Урок живописи №17

  1. Цель урока заключается в том, чтобы научить малыша работать с шаблонами и трафаретами различных геометрических фигур, помочь сравнивать предметы с круглой формой по цвету и величине.
  2. Для работы подготовьте бумагу, трафареты кругов, отличающиеся по размеру, краски или цветные карандаши.
  3. Мама с малышом с помощью шаблонов рисуют разноцветные круги, при этом акцентируется внимание ребенка на различие их по величине и цвету.

Урок живописи №18

  1. На данном занятии ребенок научится с помощью красок рисовать точки.
  2. Подготовьте к уроку гуашь, кисточку №6 и вырезанный из бумаги пакетик.
  3. Родители с малышом должны разрисовать пакетик разноцветными маленькими кружочками.

Урок живописи №19, 20, 21

  1. Цель занятия состоит в том, чтобы сформировать у ребенка понятие геометрической фигуры. Также на уроке малыш знакомится с квадратом, треугольником, кругом и четырехугольником.
  2. Для урока следует подготовить цветную бумагу, картон, клеящий карандаш и геометрическое лото.
  3. Мама с ребенком рассматривает предметы различной геометрической конфигурации, отличающиеся также цветом и размерами. В процессе занятия проводится игра в лото, где малыш складывает различные фигуры.
  4. На уроке также составляется аппликация из частей различных фигур в единое целое. Материал к аппликации родители должны подготовить к уроку заранее. Ребенок с взрослым наклеивает готовые части фигур на картон.

Урок живописи №22

  1. На уроке малыш знакомится с геометрическими понятиями: сторона, вершина, угол.
  2. Для работы приготовьте геометрические фигуры, отличающиеся цветом и величиной.
  3. Малыш с мамой учится на предметах определять вершину, угол и сторону.

Урок живописи №23

  1. На этом занятии кроха изображает с помощью красок разные по форме предметы.
  2. Для работы вам следует приготовить бумагу, гуашь и кисть№6.
  3. Ребенок с мамой рисует овощи и фрукты: яблоки, огурец, арбуз, дыню и т.д.
  4. В ходе работы нужно указывать на различие между изображенными предметами, а именно на их форму, цвет и размеры.

Урок живописи №24

  1. Этот урок завершает серию занятий, знакомящих малыша с понятием форма и величина.
  2. Цель последнего занятия – изображение геометрических предметов с помощью трафарета.
  3. Приготовьте для творчества различные трафареты, бумагу, гуашь и кисточки.
  4. Юный художник с мамой рисует фигуры с помощью шаблонов и разукрашивает их в любимые цвета.

Урок живописи №25

  1. Занятие формирует у маленького художника пространственные понятия «на» и «под», а также помогает усвоить значение слова «один» и «много».
  2. Родители должны на листе бумаги заранее нарисовать контуры деревьев, контуры цветов и т.д. Также на уроке будут использоваться краски и кисть.
  3. Малыш с мамой рассматривают нарисованный контуры деревьев. Далее мама просит кроху нарисовать на одном дереве одну абрикосу, а под вторым деревом – много абрикос. В ходе занятия можно фантазировать с ребенком, придумывая новые задания.

Урок живописи №26

  1. Цель урока заключается в знакомстве ребенка с новыми понятиями: «в», «рядом», «внутри», «снаружи».
  2. Для занятия приготовьте пустые коробки, любимые игрушки ребенка и разборных матрешек.
  3. Попросите ребенка положить игрушку рядом с коробкой, в коробку и т.д. Вместе с малышом сложите маленьких матрешек внутрь матрешки большого размера. Затем поставьте матрешек разного размера рядом друг с другом.

Урок живописи №27

  1. Ребенок познает новые для него понятия: справа, слева, между, вверху и внизу.
  2. Родители для занятия должны вырезать домик, цветы, солнце, тучи, деревья, различных животных. Также приготовьте картон и клеящий карандаш.
  3. В процессе урока малыш с мамой наклеивает на картон различные предметы. При этом родители акцентируют внимание малыша на изучаемые понятия. Например, вверху неба светит солнце, домик находится справа от дерева и т.д.

Данное занятие завершает серию уроков по живописи, прививающие малышу понятия пространственного расположения фигур и предметов.

Урок живописи №28, 29, 30

  1. Данные уроки являются заключительными по выше изложенным занятиям с малышом.
  2. Для организации уроков нужно приготовить клей-карандаш, картон, вырезать различные предметы и геометрические фигуры.
  3. Ребенок с взрослым выполняет аппликацию, используя заранее приготовленный материал. При этом нужно проговаривать с малышом все изученные ранее понятия.

Как правильно оценить работу малыша

Методика Гмошинской предполагает предварительное оценивание работы малыша по четырем критериям:

  • отношение родителя к творческому процессу ребенка;
  • отношение юного художника к основам рисования;
  • процент заполнения бумаги для рисования изображениями и краской;
  • количество используемых красок в ходе работы.

Каждый выделенный показатель оценивается по трехбалльной шкале.

На активность малышей в процессе занятия живописью влияет эмоциональное настроение мамы и ее самочувствие.

Если мама устала или прибывает в плохом настроение, то многие дети на занятиях рисуют очень мало или вообще отказываются принимать участие в творческом процессе.

Следует отметить, что все малыши проявляют интерес к рисованию. Но на творческий процесс и активность ребенка оказывает огромное влияние новая обстановка, присутствие незнакомых людей, а также общее самочувствие и индивидуальные особенности маленького художника. Как выяснилось, выбор цвета для выполнения задания прямо зависит от эмоционального состояния крохи. Если ребенок испуган или расстроен, то для рисования он отдаст предпочтение краске красного цвета, а при высокой температуре – краске черного цвета. Когда малыш настроен на творческий процесс и заряжен позитивной энергией, то его выбор остановится на желтом или зеленом цвете.

Важно в процессе творчества устанавливать маме визуальный контакт с малышом, а также проявлять высокий уровень заинтересованности к его шедеврам.

В ходе совместного творчества также увеличивается процент заполнения листа малыша. Кроха начинает рисовать более одного рисунка на одном занятии.

Если вы занимаетесь творчеством совместно с методистом, то эффективность ваших занятий будет зависеть от профессионализма педагога и его умения устанавливать контакт с детьми.

Зачем крохе уроки живописи?

Методика Гмошинской признана уникальным и результативным средством для развития креативного потенциала ребенка. Процесс рисования помогает малышу активнее развивать мелкую моторику, а также формировать эмоционально-психические способности крохи. Юным художникам на уроках живописи предлагают разнообразные сенсомоторные игры, которые прививают малышам навыки работы с цветом, формами, величинами и другими новыми понятиями. Дети на уроках активно играют красками, при этом происходит тесное общение малыша с родителями. В итоге маленькие художники быстрее развиваются интеллектуально и эмоционально, чем их одногодки. Также наблюдается у маленьких художников быстрое развитие речи, обогащение словарного запаса новыми словами.

Доказано, что рисунки грудничков обладают успокаивающим действием на психику взрослых. 

Многие родители украшают шедеврами малыша комнаты или даже рабочие места. После рассматривания таких необычных картин можно зарядиться хорошим настроением, а также избежать стресса.

Методика Гмошинской не стремится сформировать из ребенка профессионального художника, владеющего досконально техникой рисования. Она направлена на его гармоничное, всестороннее развитие, которое поможет малышу в будущем вырасти целеустремленным и успешным человеком.

Методика Гмошинской видео

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 5
Комментарии (1)
  • мАРИЯ вЛАДИМИРОВНА гМОШИНСКАЯ ,  г Москва  | 04 Октября 2022 17:02

    Спасибо М.В.Гмошинская

    Закрыть [x]

Оставьте комментарий
Ник*
E-mail*
Город (желательно)
Сообщение*

Сообщества женщин в нашем клубе


Другие статьи по этой теме

Главная страница

Планирование беременности

Беременность

Роды

Груднички

Дети

Здоровье